Сегодня, когда мир стремительно меняется, появляются различные новые угрозы и опасности, важно сосредоточиться на духовности и просвещении, нравственном воспитании, стремлении молодых людей к знаниям, совершенству.
Как известно, формирование культуры толерантности и внедрение ее в сознание народа основано на национальной духовности и менталитете народа. Вопросы, связанные с данной проблемой, также нашли свое отражение в философской литературе, появившейся после независимости. Значение религии также важно в деле разъяснения населению сущности толерантности, в котором она может стать плодотворным фактором. Механизмы формирования религиозной толерантности связаны со всей системой общественных отношений, с возможностью полноценной реализации конституционно-демократических прав и свобод, с уровнем духовной культуры личности и социума.
Ценность религиоведения для формирования культуры толерантности очень высока и актуальна в современном обществе.
Религиоведение занимается исследованиями в следующих разделах: сравнительное изучение религиозных традиций и обрядов; изучает истории возникновения той или иной религии; социология религий и т.д.
Данная наука исследует ранее существовавшие и функционирующие до настоящего времени формы религии по таким параметрам: характерная особенность каждой религии; закономерность развития веры; трансформации, которые претерпела конкретная религия на протяжении многих веков; принципы основы каждой религии; межрелигиозные связи и перспективы их дальнейшего развития.
Ценность религиоведения определяется масштабами потребности общества в достоверном знании о религии, которое достигается научным исследованием. Не более того. Поэтому религиоведению не стоит казаться большим, чем оно есть. Но и не менее того. Поскольку в любом обществе всегда была, есть и будет потребность во вменяемом адекватном понимании религии. Для этого и существует профессия религиоведа, этому она служит и в этом её призвание.
Сегодня, как никогда, становится ясно, что уже невозможно игнорировать религию, замалчивать религиозные вопросы. Нам необходимо осмыслить религию как феномен человеческой культуры, как часть философской мысли и нашей жизни. Это новое отношение к религии должно быть доступно и для подрастающего поколения. Вместе с тем религиоведение не противоречит светскому характеру нашего образования, поскольку школьники обучаются не религии, а изучают ее как часть культуры. Знакомясь с разными религиями, старшеклассники окунаются в атмосферу поиска ответов на вопросы: что такое человек? в чем его назначение и смысл жизни? как возник мир и как он устроен? Эти вопросы вечные, и ответы на них не могут быть окончательными и полными.
Необходимость и полезность религиоведения подтверждается многими аргументами. В первую очередь, хочу отметить мощный нравственно-духовный потенциал. В деле воспитания мы должны использовать все имеющиеся у нас ресурсы, в том числе нравственно-духовный потенциал религии. Общечеловеческие ценности: любовь, истина, красота, праведность, честность – имеют религиозные корни. Приобщение к этим ценностям должно происходить в ходе занятий. К тому же без понимания религиозных ценностей очень трудно составить полное представление об истории. Ведь историческое развитие человечества тесно переплетается с его духовно-религиозным развитием. То же самое можно сказать о международной политике в современном мире. Многие нынешние проблемы и конфликты имеют религиозную подоплеку. Пренебрежение религиозными проблемами, как показывает опыт, чревато человеческими трагедиями.
Рузалия Нурмиева, религиовед ОО «Центр гражданских инициатив», член РИРГ