Широко известно, что Пророк Мухаммад ﷺ не умел читать и писать. Это почти не удивляет. Ведь обучать его, сироту, скорее всего было некому. Это первое, что приходит на ум. Но что же было на самом деле?
Родственный круг
Итак, почему будущий Пророк ﷺ в детстве не обучался грамоте? Ведь он не был покинут родственниками. Мухаммад ﷺ, хоть и остался к шести годам круглым сиротой, не был беспризорником. На своё полное попечение его по очереди брали дед (по отцу) Абдуль-Мутталиб и родной дядя Абу Талиб.
Заметим, что род Курайшитов, к которому принадлежал маленький Мухаммад ﷺ, относился к высокой мекканской знати. Представители рода много лет выполняли почётные обязанности смотрителей Каабы. И главное – что дед, что дядя очень любили будущего Пророка ﷺ, выделяли его даже среди родных сыновей, прочили ему великое будущее.
Кажется очевидным, что такие любящие и знатные опекуны ничего не пожалели бы для своего подопечного и уж тем более отдали бы его к лучшим учителям. Однако этого не произошло.
Учат в школе?
А может, в то время учителей не было? В них просто не нуждались?
Сейчас это трудно вообразить. Но, по мнению историков, в древнем мире (к которому в VII в. принадлежала и Аравия) дети приобщались к жизненным навыкам через домашнее обучение и подражание взрослым.
Иначе говоря, они учились тому, что могла дать семья. А читали-писали в редких семьях. Ибо в тогдашнем обществе эти навыки не были широко востребованы. При отдельной необходимости (например, оформить чьё-то завещание, записать указание правителя или стихи поэта) привлекались писцы. Известно, что их были буквально единицы на всю Мекку.
Дело мастера боится
Согласно С.И. Ожегову, грамотный человек – не только умеющий читать и писать, но также «обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области».
Разве сегодня, например, пожилых людей, не владеющих компьютером, мы считаем безграмотными вообще? Нет, не считаем. Они могут быть отличными специалистами в своей профессиональной сфере (просто по причине возраста не приобщились к современным технологиям).
Что до древних арабов, то читать и писать большинство не умело. Однако это не мешало людям делать каждому своё дело: купец торговал, солдат воевал, поэт слагал стихи. Информация в их жизни обновлялась нечасто, распространялась устно. Поэтому в незнании письма и чтения не было никакой исключительности. А вот счётом они владели, т.к. пользовались деньгами.
В чём же смысл?
Исходя из вышесказанного, назвать неграмотным Пророка ﷺ язык не поворачивается. Вспомним, как успешно он вёл коммерческие дела своей супруги – уважаемой Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). А позже разрабатывал стратегию и тактику военных сражений, вёл дипломатические переговоры, руководил целым государством.
Факт его необученности чтению и письму, разумеется, неслучаен и до сих пор раскрывает нам свои смыслы.
Самый очевидный из них в том, что Посланник Аллаха ﷺ был представителем своего времени, а не сверхчеловеком. Иначе все его соплеменники безоговорочно уверовали бы в Учение, ниспосланное через него.
Кроме того, указанный факт выступает весомым контраргументом, когда Священный Коран пытаются представить «литературным трудом» Мухаммада ﷺ.
Наконец, Создатель будто сохранял Своему любимцу ﷺ не только чистоту души, но и ума. Ибо не было для него сто̒ящего чтения до прихода Божественного «И̒кра!»(1). А уж после – тем более! (Аллах знает лучше.)
(1) Священный Коран, сура 96 «Аль-Аляк», аят 1 (отрывок).