Поиск информации о религии в социальных сетях зачастую грозит опасностью попадания в ловушки вербовщиков радикальных религиозных течений, которые в свою очередь ведут постоянную работу по поиску и последующему зомбированию «полезных» для них людей.
Обо всем об этом мы уточнили у руководителя отдела столичного Центра изучения религий, религиоведа Бексултана Абдуллова.
– Бексултан Туреханович, расскажите каким образом людей вовлекают в деструктивные религиозные организации?
– Способов вовлечения в ряды деструктивных религиозных организаций к сожалению, довольно много. Основными, можно назвать вербовку посредством метода «Face to face» когда вербовщик использует непосредственный контакт с вербуемым, второй один из наиболее популярных на сегодняшний день – вербовка посредством онлайн, то есть когда на объекта воздействуют посредством Интернета и социальных сетей.
– Почему онлайн вербовка является более популярным способом?
– Простота, доступность и относительное отсутствие контроля сделали Интернет и социальные сети полем деятельности различных запрещенных организаций, в том числе и экстремистского толка. Находят своих жертв вербовщики достаточно легко, их привлекают люди, активно ищущие и обсуждающие в Интернете, в том числе в социальных сетях вопросы по теме религии.
Следует отметить, что на сегодняшний день, одним из важнейших факторов вовлечения пользователей в деструктивные организации служит подписка на радикальные сообщества и группы в социальных сетях. Названия и контент данных групп и сообществ носят завуалированный характер, их названия максимально дружелюбны, и не подкованному в религии человеку могут показаться довольно притягивающими, например, «Расскажи мне об исламе», «Любовь в Исламе», «Дневник мусульманки», «Пайдалы насихат», «Аль Нур» и т.д.
– В чем заключается опасность быть подписанным на данные сообщества?
– Опасность нахождение в группах деструктивного религиозного характера заключается в следующем, во-первых, человек не подкованный в религии, может по элементарному отсутствию необходимых знаний, порой несознательно, поставить лайк, сделать репост, пересылать пост радикального религиозного содержания на другие платформы, что в свою очередь может привести к нарушению законодательства РК, а именно ст. 453 и 490 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, штраф в которых предусмотрен от 50 МРП.
Во-вторых – возможна радикализации пользователя путем ознакомления и изучения деструктивного контента. То есть, здесь имеет место быть феномен «саморадикализации», особенно ярко он проявляется если параллельно на человека идет воздействие социальных, психологических и экономических факторов. В качестве примеров могут служить отдельные случаи суицида, совершаемые в основном молодежью и террористические акты одиночек.
В-третьих, это возможное попадание в руки вербовщиков. То есть, когда пользователь проявляет активность, в виде того что ставит лайки, оставляет комментарии, делает репосты. Вербовщики деструктивных течений эту заинтересованность замечают и берут пользователя в «разработку». Для этого они проводят анализ публикаций на личных страничках, составляют психологический портрет человека, оценивают возможность его вовлечения в организацию.
– Вы отметили молодых людей, почему именно молодежь более подвержена радикализации?
– Если обратиться к истории, то мы видим, что молодежь всегда представляла собой наиболее активную часть общества, которой порой отводилась роль «пороховой бочки». Соответственно, деструктивные религиозные течения данной информацией владеют и к сожалению, довольно успешно пользуются. В результате чего мы можем видеть целенаправленно подготовленный профессиональный контент, в виде видеороликов, аудиозаписей, картинок, активно распространяемый в социальных сетях.
Кроме того, нестабильные социально-экономические, политические, культурные условия, в которых вынужден действовать молодой человек, также повышают риск вовлечения молодежи в круги радикалов и экстремистов.
– В чем особенность распространяемого вербовщиками контента? Почему он наиболее популярен у пользователей?
– Все просто, они знают, как и с кем работать. То есть, как воздействовать на нужную им целевую аудиторию, будь то маргинальная молодежь или, например, уже довольно зрелые «дамы» находящиеся в поисках второй половинки. Также сказывается отсутствие ограничений в виде соблюдения цензуры, и бюрократии. Помимо вышеуказанного сказывается привлекательность именно самой деструктивной идеологии, ведь как говорится «Запретный плод сладок».
– Что Вы можете посоветовать пользователям, чтобы защититься от влияния деструктивных религиозных течений?
– Если Вы или Ваши близкие желаете изучать религию и обретать религиозные знания в Интернете, то используйте для этого проверенные официальные сайты и сообщества.
Полностью согласен с экспертом. Их методы постоянно меняются, адаптируясь к изменениям. Последний абзац несет особенно важную информацию