В Улусе Жошы процветали тюркские традиции и ценности Ислама. О религиозной преемственности в Улусе Жошы и Дешт-и Кыпшак рассказал главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения, доктор философских наук, профессор Бахытжан Сатершинов.
— В X–XIII веках территория Казахстана превратилась в неотъемлемую часть процветавшей в то время средневековой исламской цивилизации, тогда полностью воцарился синтез тюркских традиций и исламских ценностей. Тюркоязычные племена, населявшие Центральную Азию, Улус Жошы и Дешт-и Кыпшак, благодаря школе ахли рай, сформированной имамом Агзамом Абу Ханифа, приняли суннитский ислам именно этого мазхаба. Российский востоковед Н.Веселовский, говоря о религии средневековых кыпшаков, писал: «До прихода Шынгысхана большинство кыпшаков-половцев приняли мусульманскую веру», — говорит профессор Б. Сатершинов.
По словам ученого, Шынгысхан толерантно относился к верованиям в своей империи. Внук великого правителя хан Берке распространил в Улусе Жошы ислам.
— Золотая Орда подняла тюркские традиции на новый мировой уровень, с одной стороны она установила тесные связи с христианскими странами — Русью и Византией, с другой стороны — с мусульманскими странами, оставшимися после Арабского халифата. Образовалась могучая евразийская империя, ставшая инициатором новых интеграционных процессов. С начала XIII века, в результате экспансии Шынгысхана, на основе Великой монгольской империи, затем на основе Улуса Жошы империя Золотой Орды оказывала большое влияние на тюркскую культуру. Мнение о личности Шынгысхана, его завоеваниях и созданной им империи различные: кто-то говорит о негативных сторонах, другие подчеркивают положительные стороны. Турецкий ученый Йылмаз Озтуна говорит о тюркском происхождении Шынгысхана, и о том, что, в целом между монголами и тюрками не было значительных различий. Хотя сам Шынгысхан придерживался тенгрианской веры, он с уважением относился ко всем великим религиям, распространенным на Шелковом пути, проявлял толерантность. Он с почетом встречал и китайских монахов, и христианских попов, а также мусульманских дервишей, выслушивал их поучения. Семиречье и Восточный Туркестан покорились монголам мирным путем. Внук Шынгысхана хан Берке распространил в Золотой Орде ислам. А полная исламизация этой империи пришлась на время правления хана Узбека Мухаммеда, в первой половине XIV века. Это подтверждается тем, что казахи всегда говорили: «Религия осталась от Узбека», «При хане Узбеке наши предки приняли религию, ханы Золотой Орды были могучими», — говорит профессор Бахытжан Сатершинов.
Также ученый сообщил, что правители Золотой Орды благодаря принятию религии кыпшаков и их традиций сами стали кыпшаками.
— Поскольку ислам прочно занял место в традиционной культуре, казахское историческое сознание также впитало в себя мусульманские ценности. Формированию исторического сознания способствовали и традиции, основанные на степных законах, и шариат, основанный на исламских ценностях. Для управления многоязычного и многоконфессионального каганата были нужны строгие законы. Благодаря единственному положению в своде степных законов «Ясы», который составил в свое время Шынгысхан, о «подчинении большинства меньшинству и уважению меньшинством традиций большинства», монголы переняли язык и веру покоренных народов, а эти народы подчинились установленным правилам. Так стали кыпшаками правители Золотой Орды, — говорит Бахытжан Сатершинов.