В настоящее время проводится много исследований, написан ряд трудов в отношении распространения Ислама на территории Центральной Азии, что свидетельствует об интересе к данной тематике не только ученых и богословов, а также и рядовых мусульман.
Мне, как жителю Таласской долины Жамбылского региона представляет определенный интерес Атлахская битва произошедшая более 12-ти тысячи лет назад в окружении города Тараз.
В частности, интересы двух империй схлестнулись на территории нынешнего Казахстана, что привело к сражению войск китайской империи Тан[1] и Аббасидского халифата[2], датированное 751 годом около небольшого города Атлах[3].
Китайский военачальник Гао Сянь-чжи (по происхождению-кореец), воспользовавшись ослаблением тюргешского каганата из-за внутренних противоречий, во главе многочисленного войска осадил город Талас (ныне – Тараз), в котором находились тюргешская армия и гарнизон арабских воинов.
Сын правителя города Шаш (ныне – Ташкент) Зияд ибн-Салих, отец которого был убит китайским генералом Гао Сянь-чжи, привел собой к городу Талас, находящегося рядом с городом Атлах войска Аббасидского халифата (отряд йеменской конницы послан наместником халифа Абу Муслимом Абд ар-Рахман ал-Хурасани ал-Марвази в защиту арабского гарнизона).
У города Атлах, около реки Талас, в 30-й день месяца зуль-хиджа по мусульманскому летоисчислению (июль 751 года) встретились объединенное войско Аббасидского халифата и Тюргешского каганата с войском китайской империи. Во главе арабских сил был наместник Абу Муслим, во главе китайских – Гао Сянь-чжи. Битва продлилась целых пять дней. В разгар битвы, наблюдавшие со стороны карлуки ударили во фланг китайской армии, вступив в бой против древнего врага степняков – китайцев, что привело к победе над ними[4].
Победа в Атлахской битве сыграло огромную роль в истории народов Средней Азии и Казахстана, развязавшая узел многочисленных противоречий, послужив примером единства тюркских народов.
Исход этой битвы решил какая культура будет доминировать в Центральной Азии[5] в течение последующих столетий мусульманская (арабская) или конфуцианская (китайская).
Указанное событие привело к прекращению китайской экспансии на земли тюргешей и карлуков на многие столетия вперед, а также способствовало восстановлению уйгурами своего государства в Восточном Туркестане.
Привлечение к данной битве арабского войска[6] создало предпосылки к распространению на земле древних тюрков исламского вероучения, а также арабского письма и грамматики, через которую наши предки приобщились к арабской культуре и далее к мировой, став ее составной частью.
Указанные обстоятельства привели к появлению великого ученого, философа и поэта аль-Фараби, выдающегося ученого и врача Ибн-Сина (Авиценна), а также плеяды великих мыслителей тюркского происхождения: Махмуда Кашгари, Юсупа Баласагуни, собирателя хадисов аль-Бухари.
Благодатная аура мусульманского миропонимания также повлияла на творчество большинства последующих казахских мыслителей, ученых, поэтов и писателей, одним из которых является великий поэт Абай Кунанбаев.
Кроме того, отдельные арабы остались среди предков казахов, потомки которых входят в род «кожа», имеющих много ответвлений, отдельные из них считают себя потомками Хусейна – внука пророка.
Одними из предков казахского рода «кожа» являются потомки Мухаммада ибн аль-Ханафия. В частности, Абд ар Рахман Баб, Абд ар Рахим Баб (Қарақан – ата) и потомок Абд Ар Рахим Баба – Карахан кожа (он же Аулие–ата, покоится в г.Тараз), относятся к активным распространителям Ислама в Средней Азии и Казахстане.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на Международном туристическом форуме “Улытау-2019” заявил, что “многим зарубежным туристам давно поднадоели универсальные вещи – пятизвездочные отели и курорты. Их интерес заключается в изучении культуры, обычаев и традиций разных народов, знакомстве с историей страны пребывания. Поэтому в мире растет спрос на посещение самобытных мест, участие в исторических фестивалях и реконструкциях важнейших событий давно минувших дней. Мы должны использовать такие тенденции, ведь Казахстану есть, что предложить миру”.
В этой связи, вышеуказанные обстоятельства можно использовать для повышения туристического потенциала Жамбылского региона, в том числе путем доведения данной информации до руководства и жителей арабских государств, которые не осведомлены о данных исторических фактах (проявленном героизме их предков в победе с битве с китайской армией).
В частности, туристам можно показать городище «Ақыртас» (является развалинами дворца, возможно возведенным Абу Муслимом (747-755 гг.) предводителем арабского войска- наместником Аббаситского халифа), мавзолей «Карахан» (место захоронения потомка Абд Ар Рахим Баба – Карахан кожа, он же Аулие – ата, активно распространявшего Ислам на территории нынешнего Южного Казахстана), мавзолей «Айша биби» (усыпальница возлюбленной Карахана) и раскопки древнего городища «Тараз» (место дислокации арабского военного гарнизона вместе с тюргешским войском).
В завершении статьи хочу отметить, что в текущем году исполняется 1272 года победе в Атлахской битве[7], в которой наши предки принесли великую и судьбоносную победу, создав условия для начала распространения Исламского вероучения на юге современного Казахстана.
Атамқұлов Батырбек Керімбайұлы, Жамбыл облыстық Дін проблемаларын зерттеу орталығының инспекторы, ұлттық қауіпсіздік комитетінің запастағы полковнигі
[1] Династия Тан (618 – 907 годы, кит. 唐朝, Танчао) – китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Эпоха династии Тан считается периодом наивысшего могущества Китая.
[2] Аббасидский халифат (араб. الدولة العباسية) – феодальное теократическое государство, существовавшее с 750 по 1258 год. Правящая династия – Аббасиды. В состав халифата входили территории современных арабских стран, часть Средней Азии, Египет, Иран и Северная Африка.
[3] Городок Атлах — принадлежал тюргешам, располагался на берегу реки Талас (кит. 怛羅斯會戰, араб. معركة نهر طلاس, перс. نبرد طراز) в приграничных районах Жамбылской области Казахстана и Таласской области Кыргызстана.
[4] Согласно «Полного свода всеобщей истории» 1231 г. Арабского историка Ибн аль -Асира «Под городком Атлах было убито более 50 тысяч солдат китайской армии, 20 тысяч взято в плен, а также погибло немало воинов со стороны арабов, согдийцев, тюргешей и карлуков».
[5] По словам русского историка Василия Бартольда: «Предыдущие арабские историки, занятые повествованием о событиях, которые происходят в Западной Азии, не упоминают эту битву; но это несомненно имеет большое значение в истории (западного) Туркестана, поскольку она определяла вопрос, какой из двух цивилизаций, китайской или мусульманской, должно преобладать на земле (Туркестана). Ни главный источник первых трёх веков ислама Ибн Джарир ат-Табари, ни другие ранние исторические произведения арабов не упоминают об этом. Тем не менее, данное утверждение подтверждено китайской историей династии Тан».
[6] История Атлахской (Таласской) битвы изложена в трудах средневековых мусульманских авторов – «Китаб бад ал-халк ва-т-тарих» ал-Мутаххара ибн Тахира ал-Макдиси и «ал-Камил фи-т-тарих» Ибн ал-Асира. Китайские известия по Таласской битве проанализированы американским исследователем К. Бэквитом.
[7] место по реке Талас, где проходила Атлахская битва после делимитации казахстанско-кыргызской государственной границы отошла к Кыргызстану. В период нахождения ее на территории Жамбылской области, это место как имеющая большую историческую ценность охранялась законом, где сохранились паспорт, учетная карточка данного объекта.