Без трудностей человек деградирует. Преодолевая трудности человек растет. «Бабочка должна работать крыльями, иначе она станет обратно червячком, гусеницей» – Алмаз Ержан.
Продолжение интервью с общественником, активистом Алмазом Ержан, вошедшим в список «100 лиц Казахстана». Начало читайте здесь.
– К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что некоторые молодые люди иногда не справляются с жизненными трудностями. По-Вашему, это идет от неправильного мировосприятия?
– В древней восточной философии говорится, что в мироустройстве человека есть четыре стадии развития: первая стадия это стадия рождения. Когда мы рождаемся, появляется потребность есть, пить, смотреть, щупать, слышать и так далее.
Вторая стадия – это потребность материальная, то есть я хочу игрушку, шоколад, одежду, хочу красивую машинку. Потом, когда мы вырастаем, мы хотим дом, квартиру, жену, детей.
Третья стадия – это стадия удовлетворения удовольствия, секс, эротика, где есть опасность уйти путем наслаждений, наркотиков, алкоголя и т.д.
И лишь четвертая часть – это духовная часть. Это более высокий уровень развития. Перед человеком встает вопрос «Кто я?». С этого начинается путь сильной личности. «Кто я на самом деле? Куда я иду? Зачем я родился? Зачем я родился именно в этой стране и именно в этой семье и почему именно эти трудности у меня? Почему я мужчина? Почему я женщина?» Эти вопросы глубоко задаются только в четвертой стадии, и эта стадия тесно связана с религией.
Думаю, если молодые люди пришли в религию, не пройдя вторую стадию, то рано или поздно они начнут искать деньги и материальное в религии. Либо поедут воевать за деньги в Сирию, прикрываясь религией. Либо брать в руки Коран и читать его за деньги. Почему? Потому что, есть потребность в деньгах. Он не прошел ту материальную стадию или есть потребность в удовлетворении своих природных инстинктов, или не прошел стадию наслаждения.
В Исламе это все прописано, человек обязательно проходит эти четыре стадии. Через лет двадцать наше общество будет другим, и все равно все поколения будут проживать эти стадии. И духовный человек это не тот, кто все время молится, читает намаз и верит в Аллаха. Такой человек это религиозный человек. А духовный человек – это сильный духом человек, определение от слова ДУХ.
– Согласна с Вами, что чаще всего в сети лжерелегий по незнанию попадают именно молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Что Вы можете посоветовать молодежи, далекой от религии, как выходить из трудностей, депрессии, болезни, бедности?
– Раз уж мы начали откровенный разговор, то я поделюсь своим опытом. Хотя это больной вопрос и тут, наверное, нужно подходить индивидуально.
На самом деле, когда я начал изучать свой «геморрой», свой проблемы и трудности. Например, я тоже был в депрессии, хотя, оказывается, не признавал этого. Считал, что это было обычное состояние больного человека «инвалида». У меня для этого всегда был железный аргумент: «Я же Болею и Я инвалид!»
Ну и там, мол, можно ничего не делать. И я больной и также беден. У меня не было денег оплатить интернет, у меня не было друзей, подруг и со мной никто не общался. Когда сидишь на улице в коляске, то иногда каждый метр – для тебя препятствие, особенно зимой.
На самом деле депрессия, болезни, бедность, оказывается, имеют почти одинаковый корень основания и почву для своего возникновения. Это как сырость для грибов или темнота для тараканов. Или как говорят казахи «құлағанға жұдырық», что в переводе означает «если упал, то на тебе еще сверху держи удар». Это жестко, но оно так и есть. Все падают, но не все поднимаются. Всегда есть выбор и можно идти вперед или падать назад. Третьего не дано.
Поэтому один из ключевых моментов это умение учиться и пойск знании, ответов. А знания и ответы есть у наставника или наставников. Их надо находить не для того, чтобы попросить здоровья или денег. А чтобы объективно выслушать человека, который прямо вам скажет, что вы слабак, тряпка и нытик. Вы признаете это и потом будете задавать вопросы, как выбираться и как жить дальше.
Этот человек ответит на некоторые ваши вопросы. И тогда вы получите свой тот самый «золотой пинок», повысите самооценку и начнете пахать над самим собой на пути к знаниям, искать ответы, как быть гармоничным человеком. Депрессия, болезни, бедность – от отсутствия знаний. Это как безграмотность.
Материально богатые люди тоже страдают своими трудностями, депрессиями, болезнями и своей бедностью. Человек построил огромный двухэтажный дом, но сам живет в одной комнате – это возможно не есть его счастье. Но это отдельный разговор. Вы удивитесь, но иногда бедный человек счастливее и спит лучше чем богатый человек.
– Духовный наставник казахского народа Абай считал, что Бога можно постичь только через осмысление нравственных предписаний религии, самоанализ и самосовершенствование.
Есть древняя цитата «Познай себя – познаешь Бога!». Полностью согласен с мировоззрением Абая. Дело в том, что религия не может быть только внешним проявлением.
Кожура арбуза не может передавать вкус и мякоть внутри арбуза. Вера человека, в-первую очередь, должна быть наполнена изнутри человечностью, любовью к людям. Считаю, в этом суть всей веры.
Как говорил тот же Абай «Махаббатан жаратқан адамзатты, сенде сүй ол Алланы жаннан тәтті», то есть Всевышний Аллах создал людей из любви, так полюби же и ты своей душевной любовью Всевышнего Аллаха!
В духовном поиске можно познать себя. Можно познавать мир, можно идти за ним, за этим миром, но жизнь – иллюзия. Даже тапочки муравья вы не сможете взять с собой в другой мир, когда придет время. Это не значит, что нужно отказываться от этого мира или нужно бежать за этим миром.
Просто не нужно забывать: «Кто ты и откуда пришел, куда идешь?» И нужно понимать, что это все временно. Этими вопросами задавались все мудрецы мира. Они приходили к одному. К осознанности. Жить осознанно, быть осознанным. Именно в этом состоит совершенство человека. Нужно осознавать, что ты мог не родиться. Были тысячи, миллионы возможностей, чтобы ты не появился на свет, всякое могло случиться…
Ты мог не родиться, но ты пришел на этот свет. Аллах нам дает тысячи вариантов выбора жизни. Каждый раз происходит то, что суждено произойти. Казахи говорят: «Тағдыр» или «Мандайына жазылған». На самом деле, возможно, мы не сможем изменить то, что нам предначертано судьбой, но в наших силах прожить жизнь достойно, в моем случае – это на инвалидной коляске.
– А что значит, по Вашему, знания и быть счастливым? Или как вы говорите, быть гармоничным человеком.
– Честно сказать, я точно не знаю и могу ошибаться. Да и во многих вопросах, я могу ошибаться, но у каждого свой опыт и путь переживаний. Мне кажется, что знания – это культура гармоничного человека. Ислам также является огромной культурой и источником знаний гармоничного человека.
Ведь счастье – это гармоничность. Хотя опять же каждому свое и каждый поймет это по-своему. Голодающему всегда нужна будет еда, голому – одежда, идущему – дорога и так далее.
Когда я начал искать для себя ответы, то оказалось, многое что есть в книгах и на лекциях сокровищ мировой культуры они также есть и в казахской философии. Казахская философия – это философия выживания кочевника в степи, причем в самых жестких условиях.
Ее мало кто изучает сегодня, но она пережила много тысяч лет и по сути почти не изменилась. Например, про знания. Казахи говорят «Білім – инемен құдық қазғандай», что в переводе «Получать знания – словно иголкой копать колодец», и это действительно так.
К сожалению, казахская философия сейчас не в тренде. Сейчас модно быть против своей родной страны, против своей культуры, против своей нации, против своего языка и против своей религии. И наверное, эти люди дома также выступают против своих старших Родителей.
Но рано или поздно нам всем придется возвращаться «домой». Мы не сможем быть американцами, русскими, китайцами и так далее. Мы свободные казахи, но мир один и жизнь одна. Мы строим молодое, сильное и возможно мощное государство, на данном нам Богом месте – центре территории огромной Евразии.
Каждый наш гражданин, от дворника до водителя автобуса, и все остальные наши граждане, зная или не зная, осознавая того или нет, но участвуют в этом великом строительстве. Возможно, кто-то скажет, что я сейчас говорю высокопарные слова.
Но для любого мужчины, если он действительно мужчина, его Земля, его Государство, его Семья, должны быть в приоритете. Это и есть его Родина и основа. Иначе, личность не будет целостной и не будет иметь своих орентиров. «Есін барда – елінді тап», говорили наши аксакалы.
– В завершение беседы, Алмаз, что бы хотели пожелать молодым людям, которые находятся в духовном поиске?
– Мой ата – дедушка говорил «Жер басқасын жалпағынан бас». Есть одна закономерность в нашей природе. Характер формирует личность. Это также как трудности формируют характер в человеке. Понимаете? Это не я сказал. Так говорят многие сильные люди.
Трудности – от слова ТРУД. Надо трудиться, надо работать над самим собой. Другого варианта нету, или может, я не вижу. Как я говорил выше «Бабочка должна работать крыльями, иначе она станет обратно червячком, гусеницей».
Мне не нравится, когда молодые здоровые люди жалуются, ищут какие то отговорки, причины своих неудач. Я бы хотел, чтобы молодежь понимала, что проблемы общества – это не вина президента, правительства, религии или вина вашего соседа. Это вина самого человека, каждого из нас.
У казахов принято спрашивать: «Қал жағдайың қалай?» – «Как твое состояние?», а в ответ говорят «Аллаға шүкір, жақсы» – «Благодаря Аллаху состояние хорошее». Здесь речь идет о состоянии духа, о СОСТОЯНИИ.
Есть такая тюркская пословица «У слабого духом воина, лошадь дохнет раньше срока». Дух человека должен возвышаться, быть сильным, а внешне он может сохранять скромность. Сильная личность должна наполняться любовью, знанием, уважением, силой созидания, а не силой негатива и плохих намерений разрушения. А успешность, известность – это уже результат твоего духовного роста.
Каждый человек создает себя сам. Желаю молодым людям всегда добиваться своих целей. И всегда помнить, что мы казахи. Сколько бы мы ни старались, мы не станем другими нациями или кем-то еще. Мы должны развивать то, что у нас внутри уже есть, то, что передали нам наши великие предки на генетическом уровне. Это путь сердца. Я бы хотел, чтобы молодые люди искали себя в этом.
А для этого нужно давать силу и волю своим мыслям, своему духу, своей душе. Мысли должны парить как птицы, нужно быть свободными от ограничений. Мыслите и мечтайте о великом, о светлом будущем, живите настоящим. Творите, любите, созидайте, наполняйте себя этим состоянием.
Не обязательно быть для этого физически сильным, или, к примеру, материально богатым. Всевышний дал каждому из нас возможность быть гармоничным человеком. Поэтому в наших силах прожить свою жизнь достойно и быть максимально полезным для себя и для других. Желаю Успехов!
– Спасибо дорогой Алмаз, за все, что Вы делаете. Пусть Всевышний дает вам силы и здоровье. Успехов Вам в Ваших благородных делах!
Беседу вела Айгуль Эсеналиева
Специально для Kazislam
Фото Армана Байсадыкова