О роли религии в современном обществе, ее взаимосвязи с политическим строем и казахстанском опыте построения модели, основанной на толерантности и взаимоуважении, порталу NUR.KZ в интервью рассказал философ, религиовед, член Международного культурологического сообщества Алексей Панков.
– Алексей Геннадьевич, в последнее время все чаще слышатся споры о том, насколько важна религия в современном мире. Одни говорят, что она утратила свое влияние, другие категорически не согласны с этим. Каково ваше мнение?
– Вне всяких сомнений, религия в современном обществе продолжает играть очень важную роль. На ней зиждется социальная модель, которую используют большинство культур мира, воспитание подрастающего поколения и, более того, она сильно связана с системой государственного управления. Так исторически сложилось, что любое государство, обозначившееся на мировой карте, должно уделять достаточно внимания сохранению и укреплению религиозного начала. В данном случае религию стоит воспринимать как потребность людей, как необходимость для нормального ментального состояния и гармоничного пребывания в общественной среде. Разумеется, роль религии в нашем сегодняшнем обществе отнюдь не так глобальна, как в Средневековье или даже два века назад. Научный и технологический прогресс, которого достигло и продолжает достигать человечество, повлияли на восприятие религиозной культуры. Если кому-то кажется, что это началось во второй половине XX века, то он заблуждается. Люди и десять, и двадцать, и тридцать веков назад подвергали теологические учения сомнению, осуждению или даже попыткам искоренения. Понятие “атеос”, то есть отрицающий богов, использовалось в Древней Греции как минимум в 450 году до н.э. И, как бы то ни было, это не повлияло на возникновение новых религиозных течений, которые существуют по сей день, имея сотни миллионов приверженцев по всей планете. Фото: pixabay.com
– Что вы могли бы сказать об отношении современных казахстанцев к религии?
– Согласно последней статистике, подавляющее большинство жителей Казахстана относят себя к той или иной религиозной группе. Около 87% казахстанцев причисляют себя к верующим. Причем людей, которые могут назвать себя атеистами, не так много – порядка 2-3%. Данные цифры говорят нам о том, что Казахстан относится к тем странам, где приверженность населения к религии находится на отметке выше средней, если говорить относительно всей планеты. Традиционно религия очень сильна в мусульманской культуре: в некоторых арабских государствах число верующих может достигать стопроцентного показателя, согласно официальной статистике. В то же время в некоторых европейских странах число нерелигиозных людей в процентном соотношении достигает половины и даже более от всего населения. В качестве примеров можно назвать такие страны, как Нидерланды и Эстония. Казахстан характерен тем, что здесь проживают представители разных конфессий, их право на свободу выбора вероисповедания защищено Конституцией. Конечно, большой религиозный подъем Казахстан пережил после распада Советского Союза, как и другие республики бывшей страны. Фото: pixabay.com Этот процесс еще раз демонстрирует нам то, насколько религия зависит от политического строя. Выбранный идеологический курс напрямую влияет на развитие религиозности населения. И опять-таки мы видим, что 70 лет социализма, тоталитаризма и пропаганды безбожия никак глобально не повлияло на отношение людей к религии, напротив, ее позиции только укрепились. Возвращаясь к Казахстану, стоит сказать, что в стране созданы все условия для комфортного существования различных религиозных течений. Отметим, что в республике есть представительство всех крупнейших мировых религий: ислама, христианства (православие и католицизм), иудаизма, буддизма. В отличии от некоторых других стран в Казахстане отсутствует противоборство между сторонниками той или иной конфессии или какие-либо притеснения на религиозной почве. В этом плане наша страна показывает пример того, как люди разных национальностей, культур и вероисповеданий могут уживаться на одной земле, при этом сохраняя свою уникальность.
– Сколько в нашей стране религиозных учреждений? Насколько нам известно, их число растет с каждым годом.
– В Казахстане действуют около 2700 мечетей. Большинство из них были построены за последние 30 лет. Это говорит о том, что интерес к религии среди мусульман только растет. В праздничные дни и в пятницу, главный день для приверженцев ислама, в мечетях собирается огромное количество людей. Государство, понимая потребность населения в религиозных объектах, довольно охотно выделяет деньги на их строительство. Кроме того, мечети очень часто строятся на средства частных лиц – крупных бизнесменов или простых прихожан. Особенно такая практика широко распространена в казахстанских регионах. В исламе традиционно приветствуются инициативы состоятельных людей, которые хотят и могут позволить себе выделить деньги на возведение мечети. Нельзя не отметить тот факт, что в этом году в Астане открылась новая мечеть, которая стала самой большой в Центральной Азии. Это по-настоящему великолепное архитектурное сооружение стало новой достопримечательностью Астаны. В ней сочетаются традиции Востока, казахский национальный колорит и дух современности. Нельзя не сказать и о культовых объектах представителей других вероисповеданий, суммарно по стране их около тысячи. Причем некоторые из них являются памятниками культуры, как, например, Вознесенский кафедральный собор в Алматы или Констатино-Еленинский собор в Астане. В столице еще есть канал Акбулак, где неподалеку друг от друга располагаются сразу три религиозных объекта: католический собор римской церкви, синагога и храм украинской греко-католической церкви. Такое близкое расположение объектов культа представителей разных конфессий и приходов очень хорошо характеризует отношение Казахстана к религиозному разнообразию. Фото: pixabay.com
– Как вам кажется, за счет чего Казахстану удается сохранить это самое религиозное разнообразие?
– Во-первых, свою роль играет рациональный и инклюзивный подход, которого казахстанское руководство придерживается с момента обретения независимости и по сей день. Хотим мы этого или не хотим, но идеология сильно влияет на наше восприятие действительности, мировоззрение, взгляды и поступки. Слово “идеология” у нас принято понимать в негативном ключе, но ведь сама идеология не обязательно несет в себе отрицательный посыл. Идеи могут быть концептуально верными, направленными на сохранение мира и призывающими людей уважать культуру другого народа. Казахстанская идеология учит терпимости, в том числе и в религиозном аспекте. Во-вторых, стоит сказать о менталитете самих людей, который формировался десятилетиями и веками. Казахский народ, к примеру, начал проявлять толерантность к представителям других этнических групп не 30 лет назад, а намного раньше. Культура приятия чего-то другого, отличающегося от привычного, формировалась в течение веков и передавалась из поколения в поколение. Это очень ценное национальное качество, которое особенно четко выделяется в текущее непростое время, когда государства в мире стали ссориться куда чаще. Не стоит забывать и об историческом аспекте. Жизнь в казахской степи никогда не была простой. Людям приходилось предпринимать невероятные усилия, чтобы выжить и вырастить детей. Сложности, как правило, закаляют и вырабатывают в людях лучшие моральные качества. Еще вспомним о том, что эта земля издавна была перекрестком, где встречались различные культуры и народы, здесь когда-то проходил Великий шелковый путь. В том числе по этой причине казахи в незнакомом человеке прежде всего видят потенциального друга, союзника.
– Сегодняшнее положение дел в мире не выглядит оптимистичным: страны воюют, вводят санкции, ссорятся и угрожают друг другу. Как вы думаете, может ли религия стать объединяющим фактором в данной сложной ситуации?
– Мне кажется, сегодняшний Казахстан может служить примером для тех стран, где наблюдаются конфликты на национальной или религиозной почве. Давайте скажем честно: в мире подобных горячих точек предостаточно. Если раньше мы говорили о конфликтах и столкновениях на Ближнем Востоке, в Африке или Юго-Восточной Азии, то сейчас мы наблюдаем войну совсем рядом – на территории бывшего СССР. Политическая риторика президентов разных стран стала настолько жесткой, что в мире уже всерьез говорят о ядерной угрозе и Третьей мировой войне. Рассчитывать на главенство принципов толерантности, человеколюбия, взаимопомощи в такой обстановке, к сожалению, не приходится. Не может не радовать, что даже сейчас казахстанскому руководству удается удерживать необходимый баланс как во внутренней, так и внешней политике. Наша страна стоит на том пути, который был выбран давно, и она ему неотступно следует. Президент понимает, что любое необдуманное решение или резкое высказывание может спровоцировать тех, кто только этого и ждет. Нельзя давать радикально настроенным группам возможности на то, чтобы расшатать ситуацию в государстве. Действующее руководство справляется с этой задачей – это внушает оптимизм и достаточную степень успокоенности.