Казахстан в этом году отмечает 30-летие Независимости. За годы Независимости наша Республика стала процветающей, развивающейся страной, известной на международной арене. В каждой из сфер деятельности государства было проделано много работы и достигнуты впечатляющие результаты. Мы поговорили с религиоведом, членом Казахстанской ассоциации религиоведов Александром Антипиным о работе, проделанной в одной из самых неоднозначных сфер деятельности государства – религии.
– Александр Юрьевич, учитывая факт того что на протяжении советской истории религию пытались вытеснить из всех сфер жизни общества самым жесточайшим образом, в том числе привлекали к наказанию за сам факт участия в религиозной деятельности, возникает резонный вопрос. Каким образом нашему народу удалось сохранить религиозный маркер?
В те времена наши предки как могли пытались сохранить традиционные верования на подпольном уровне, передавая знания «из уст в уста». Данный факт хотя и сохранил слабую линию преемственности, но тем не менее, образованные носители религиозных знаний были практически утрачены на многие годы. Лишь в поздний период СССР, а в особенности после его распада был начат процесс возврата религии в публичную сферу и начался процесс так называемого религиозного ренессанса уже на постсоветском пространстве.
– Какие достижения были достигнуты после процесса возврата в общественную сферу религии?
Сегодня Казахстан является известной во всем мире миротворческой площадкой по урегулированию различных политических вопросов. Не меньшее число людей знает и о том, что Казахстан инициировал уникальный международный межрелигиозный диалог среди представителей традиционных и мировых религий со всех концов света. Тем самым, можно сказать, Казахстан стал своего рода брендовой площадкой по установлению различных международных связей. В аспекте религии примечателен уникальный международный «Съезд лидеров мировых и традиционных религий», который был созван по решению Елбасы, и состоялся впервые в 2003 году в столице Казахстана.
– Расскажите в чем главная цель данного мероприятия?
Главными приоритетами данного съезда являются: утверждение мира, согласия и терпимости в качестве незыблемых принципов человеческого существования; достижение взаимного уважения и толерантности между религиями, конфессиями, нациями и этносами; недопущение использования религиозных чувств людей для эскалации конфликтов и военных действий.
– А какие достижения можно отметить на внутреннем фронте религиозной сфере страны?
Если говорить о внутренних делах, то их определяет соответствующее законодательство и программы. Первый закон в области религии уже независимого Казахстана «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» дал толчок развитию религиозным группам в Казахстане. При этом стоит помнить, что за почти 20 лет действия данного закона возникли свои зоны риска. Так как трактовка закона о религии отличалась значительной мягкостью, то в конфессиональном поле страны появились организации, которые никогда не были на территории РК и еще не прошли апробацию историей, а лидеры некоторых из них отличились мошенническими и опасными для здоровья действиями.
– Согласно статистики было время в нашей стране существовало более 40 различных религиозных течений, что привело к их сокращению?
В 2011 году был принят новый закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» после чего прошла перерегистрация существовавших религиозных объединений. По итогам перерегистрации осталось лишь 18 официально зарегистрированных конфессий. Новый закон стал качественной переработкой существовавшего законодательства и в частности, упорядочил вопросы регистрации, миссионерства, распространения литературы и многое другое.
Также необходимо сказать, что за время независимости были сформированы различные ведомства для реализации задач в сфере религии. На республиканском уровне сначала было создано Агентство по делам религий, ставший позднее Комитетом по делам религий при МИОР РК. На уровне местных исполнительных органов были учреждены Управления по делам религий и Центры изучения религий.
– Вы отметили новый закон, и в нем говорится об исторической роли ханафитского ислама. Что изменилось для традиционной религии в стране за годы независимости?
В первые годы независимости был жесточайший дефицит квалифицированных кадров как в количественном, так и в качественном составе. В частности, отсутствие образовательной религиозной системы привело к тому, что многие желавшие учиться студенты покидали страну и учились за рубежом. И это в свою очередь привело к привнесению в страну нетрадиционных взглядов.
Однако, на сегодняшний день в нашей стране была выстроена полноценная система религиозного образования, утверждены официальные программы и открыто более десятка медресе по всей стране, имеющих статус колледжа.
Если раньше медресе мог быть способом получения пропитания для бедных детей, а не знаний, то сегодня это конкурентоспособные учебные заведения, где подготавливаются отечественные квалифицированные кадры в области религии.
– А что касается высшего религиозного образования, студенты все также уезжают за рубеж?
Сейчас многие абитуриенты знают о созданных условиях по получению высшего религиозного образования внутри страны. Так, в южной столице нашей родины существует высшее учебное исламское заведение университет «Нур-Мубарак» с высококлассным преподавательским составом. Наряду с этим выработана система стандартизации и нострификации получаемого образования за рубежом, что позволяет защититься от недоучившихся или получивших образование в сомнительных учреждениях выпускников.
– Как повлияло развитие религиозной науки на ситуацию в целом?
Данные факторы привели к развитию книгопечатания и подготовки переводов работ мировых исламских классиков на казахский язык. А благодаря развившейся прослойке отечественных ученых, уже выходят в свет работы и казахстанских теологов.
Более того, не только образование, но и финансовую часть затронули изменения. В 2010 году был создан первый исламский банк в Казахстане и СНГ с целью предоставления современных банковских продуктов и услуг верующим, так как в исламе строго запрещена распространенная процентная система займов.
– Кроме ислама у нас еще 17 конфессий в стране, что можете сказать относительно позитивных изменений в их стороне?
Положительные изменения коснулись далеко не только ислама. Так, в Караганде существует католическая Межъепархиальная Высшая Духовная Семинария «Мария – Матерь Церкви», которая является единственной католической семинарией для подготовки священников во всей Средней Азии.
А еще в Алматы помимо «Нур-Мубарака» расположена Алматинская православная духовная семинария, которая подготавливает православных священнослужителей для православных верующих Казахстана.
– Заканчивая наше интервью, хочется задать крайний вопрос: на ваш взгляд какое самое позитивное изменение было в области религии за годы Независимости?
Достижений как было сказано выше довольно много, и мы отметили лишь не большую часть. Наверное, для меня лично самое знаковое является то, что за 30 лет Независимости нам удалось сохранить и обеспечить равноправие всех национальностей, культур и религий.
Заканчивая обзор позитивных изменений за 30 лет независимости в области религии хочется вспомнить знаковое высказывание Елбасы в канун дня независимости 2017 года: «Благодаря Независимости, мы получили возможность возродить наши традиции и исповедовать религию наших предков. Со стороны государства сделано все, чтобы обеспечить каждому гражданину свободу вероисповедания».
Спасибо за интервью