Аль-Арш: высочайшее место (макам), которое объемлет все сущее, все миры. Таково терминологическое значение слова «Аль-Арш». Наряду с этим одним из лексических значений слова «Аль-Арш» является: престол (трон) государя, правителя.
Слово «Аль-Арш» упоминается в нескольких аятах Священного Корана.
Одним из главных требований приверженцев саляфизма является постоянное утверждение о следовании принципам Таухида (принципам единобожия). И одним из подобных тезисов саляфизма является вера в утверждение (восседание) Всевышнего Аллаха на Аль-Арше.
Все, что видит человек, указывает на величие Всевышнего Аллаха. И нет сомнения в том, что «Аль-Арш» является одним из величайших созданий, указывающих на могущество Всевышнего Создателя. Но каким бы не было величайшим какое-либо создание, к примеру, тот же самый «Аль-Арш», оно будет оставаться одним из творений Всевышнего Создателя. Так как «нет ничего подобного Ему». («Шура», 11 аят).
Согласно логике антропоморфистов, в данном случае приверженцев саляфизма, «Аль-Арш» является престолом Всевышнего Аллаха. Вам это ничего не напоминает?! Вспомните древнегреческую мифологию, Зевса – бога неба, грома и молний, его трон на Олимпе. Ну чем не возрождение древнегреческой культуры, но уже в другой ипостаси?
Антропоморфисты утверждают, что Всевышний Аллах восседает на троне, ссылаясь при этом на 5-й аят суры «Таха». Но согласно нашему вероубеждению, то есть вероубеждению ахлюс-сунны уаль-джамаа, Всевышний Аллах извечен, и Он не может нуждаться в чем-либо, то есть в творениях, одним из которых является Аль-Арш. Аль-Арша не существовало, и он появился лишь после того, как его сотворил Всевышний Аллах. И если Всевышний Аллах, согласно логике антропоморфистов, воссел на Аль-Арш (трон), то это указывает на то, что Всевышний Аллах нуждается в нем. То есть в одном из своих творений. Но это абсурд! Ведь Всевышний Аллах, Создатель всего сущего, не может нуждаться в чем-либо, так как «нужда в чем-либо» это качество, присущее творениям.
Причиной «усаживания» антропоморфистами Всевышнего Аллаха на Аль-Арш (престол, трон) заключается в неправильном понимании 5-го аята суры «Таха», а точнее в понимании слова (глагола) «истауа». Антропоморфисты переводят это слово как «вознесение, восседание» (на трон). Понятно, что здесь антропоморфисты, по присущему им буквализму, как бы делают акцент на лингвистическое значение слова «истауа». Хотя на самом деле нет ни одного толкового словаря арабского языка, в котором глагол «истауа» разъяснялся бы как «восседание, сидение».
Нет сомнения в том, что Аль-Арш – самое величественное творение Всевышнего Аллаха, указывающее на Его величие и могущество. Но это ни в коей мере не указывает на нужду Всевышнего Создателя в нем, так как нужда в чем-либо, в данном случае в месте где следует восседать, качество присущее созданиям: людям, джинам, ангелам, животным, которые в своем существовании нуждаются в Творце.
Следующая проблема антропоморфизма, то есть уподобление Всевышнего Аллаха творениям и усаживания Его на трон, заключается в ограничении Всевышнего Аллаха в размерах, придание Ему тела и соответственно шести сторон: лицевая, тыльная, правая, левая стороны, верх и низ, что также противоречит вероубеждению ахлюс-сунны уаль-джамаа, ведь Всевышнему Аллаху не свойственны эти шесть качества, как это свойственно творениям. («Акида Ат-Тахауия»).
Что касается Аль-Арша, то оно подобно кровати, ложу, которые по обыкновению имеют форму, ограничения. Естественно, усаживание Всевышнего Аллаха (превыше Он от этого) на подобный трон, как это делают антропоморфисты, означает придание Ему границ и формы. И как сказано в «Шарху Ихйаи гулюм ад-дин» (Разъяснении Ихйаи гулюм ад-дин): всякое изречение, указывающее на размер, величину Всевышнего Аллаха, является куфром (неверием).
В заключении несколько слов о вероубеждении ахлюс-сунны уаль-джамаа относительно атрибутов Всевышнего Аллаха! Имам Мухаммад ибн Абдуллах ибн Юнус Ат-тамими Ас-Сакалли Аль-Малики (умер в 451 году по хиджре) в своем труде приводит высказывания антропоморфистов, и указывая на нежелательность спора с ним по вопросам атрибутов Всевышнего Аллаха, приводит риуаят (повествование) о том, что к имаму Малику (рохматуллахи аляйхи) пришел человек и трижды спросил его об истауа. Имам Малик (рохматуллахи аляйхи) склонив голову долго молчал, а затем ответил: «Ты спросил о неведомом, сказал о несуразном и вижу, что ты плохой человек». После чего он приказал вывести его. Этот же риуаят приводится и в тафсире имама Багауи (рохматуллахи аляйхи).
Имам Ибн Рушд Аль-Малики (умер в 520 году по хиджре) сказал: «Всевышний Аллах не может находиться в определенном месте, ведь Он был до того, как создал место».
«Относительно Всевышнего Аллаха нельзя говорить: «Когда, каким образом? Когда?» ведь Он является творцом времени и места». («Аль-Мадхаль», Ибн Аль-Хадж Аль-Малики) С этим его мнением был согласен и имам Аль-Хафиз ибн Хаджар Аль-Аскаляни (рохматуллахи аляйхи), автор разъяснений к сборнику хадисов имама Бухари. («Фатх Аль-Бари», 7 том, 124 стр.).
Известный муфассир имам Ас-Самгани (рохматуллахи аляйхи) сказал: «Приверженцы ахлюс-сунны уаль-джамаа говорят: «Истауа Всевышнего Аллаха – атрибут Всевышнего Аллаха. При этом не задается вопрос: «Каким образом?» Вера в это – обязательно». Этой же точки зрения придерживались имам Малик и др., указывая, что вера в истауа – обязательно, а расспрашивать (для уточнения каким образом, как?) – бидга (нововведение, искажающее религию). («Тафсир Ас-Самгани»).
Абдуссамад Махат