Шерзод Пулатов, председатель узбекского этнокультурного центра города Нур-Султан, член Научно-экспертного совета АНК предоставил статью порталу Кazislam.kz в которой рассказал о работе государства по недопущению радикализма общества.
С большим трепетом я отношусь к вопросам религии, в особенности правильного понимания ее учения и поэтому неравнодушен, когда искаженно используются религиозные догмы и понятия, применяются в корыстных целях различными радикалами и экстремистами.
В Казахстане на сегодня зарегистрировано около 4 тысяч религиозных объединений, охватывающих 18 конфессий. Несомненно, большинство из них – исламские, затем идут христианские, но также у нас в стране имеются другие религиозные сообщества, такие как иудейские, бахаи, буддизм, муниты и другие.
Если говорить о культовых сооружениях, то мы имеем более 2,5 тысяч мечетей, а также имеются православные храмы, церкви, молитвенные дома и другие духовные сооружения.
Все это говорит о созданной в Казахстане благоприятной атмосфере для существования и развития религий традиционных форм.
Однако, вместе с этой обстановкой, не перестает быть актуальной для Казахстана угроза религиозного экстремизма и радикализма. После трагических террористических актов, произошедших в 2011 и 2016 годах в Атырау, Актобе и Алматы, организаторами и исполнителями которых стали граждане Казахстана, стало очевидно, что общественная безопасность всегда находится под угрозой.
Факт наличия в стране религиозного экстремизма и терроризма уже не отрицает никто, также не отрицается то, что существует серьезная угроза национальной безопасности у нас в стране.
Хочу обратить внимание на мнение экспертов, которые отмечают несколько причин распространения религиозного экстремизма:
- Резкое социальное расслоение общества, формирование маргинализированных социальных групп, падение качества светского школьного образования (особенно в сельской местности);
- Увеличение числа неформальных исламских общин, не связанных с Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК), в том числе – имеющих финансовую поддержку из-за рубежа. Как правило, такие общины старались работать как раз с нижними социальными стратами (сельское население, внутренние трудовые мигранты);
- Фрагментация казахстанской уммы на этнические сектора из-за фокусирования «официального» духовенства, связанного с ДУМК только на казахоязычный слой населения, и одновременно низкого религиозного авторитета имамов-казахов среди других этнических групп (уйгуры, узбеки, татары, этносы Кавказа), появление «этнических» мечетей, лишь формально взаимодействующих с ДУМК;
- Активизация «нетрадиционных религиозных» и близких к ним по своей структуре групп в попытках проникновения во властные структуры (например, так называемые кораниты, некоторые направления суфизма), использование религии в целях политической конкуренции;
- По мере технологического развития возросли возможности для «самодеятельного экстремизма» с элементами религиозной окраски, который опирался на молодежную разочарованность, следование моде и стремление выделиться;
Важно отметить, что противодействие и профилактика религиозного экстремизма в Казахстане являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках противодействия религиозному экстремизму и терроризму проделывается большой пласт работы, так, например, были утверждены государственные программы «По противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 и 2018-2022 годы».
В данном направлении большая работа проводится также и организованными Комитетом по делам религий МИОР РК информационно-разъяснительными группами. Например, около 3-х тысяч специалистов по всей республике проводят мероприятия различного формата, лекции и встречи, которые прежде всего сосредоточены на такие целевые категории населения: молодежь, верующие, безработные, осужденные и члены их семей, работники частных предприятий, сферы торговли, сервиса и др.
В ходе информационно-разъяснительных мероприятий гражданам разъясняется важность поддержки межконфессионального мира и согласия в республике, опасность деструктивной религиозной идеологии, прививается уважение к светским принципам.
Другой важный момент – у нас в стране функционируют духовные учебные заведения, такие как университет «Нур-Мубарак», медресе-колледжи, институт повышения квалификации имамов при ДУМК, Алматинская православная духовная семинария и высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви» и другие.
Это несомненно хорошая база, где мы имеем возможность подготавливать компетентные религиозные кадры. Конечно же, мы не должны скрывать, что имеются вопросы над которыми нам еще нужно работать. Это вопросы преподавательского состава, обмена опытом с ведущими институтами в данной области и создание направлений для узкой специализации религиозных служителей.
Вместе с этим настораживающим для меня является тот факт, что имея хорошую образовательную базу, большое количество наших граждан без получения базовых знаний, выезжают обучаться в зарубежные теологические учебные заведения. Сегодня наиболее востребованными странами для получения духовного образования среди студентов остаются Египет, КСА, Турция и Иордания.
Конечно же, среди зарубежных религиозных учреждений большинство сертифицированы, но нельзя отрицать тот факт, что имеются и сомнительные институты, где могут даваться искаженные понятия, которые могут формировать радикальные настрои у обучающихся.
В целях предотвращения, в результате проводимой профилактической работы многие абитуриенты переубеждены от получения образования в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях и вернулись для продолжения обучения в Казахстан.
Нужно обозначить, что сегодня в Казахстане созданы условия для обеспечения доступа к получению высшего религиозного образования. Например, от Министерства образования и науки, а также от местных исполнительных органов выделяются образовательные гранты для отечественных студентов.
Подготовка кадров в сфере религии осуществляется по специальностям «Исламоведение», «Религиоведение» и «Теология». На 2019-2020 учебный год по данным специальностям было выделено около 500 государственных образовательных грантов. Отрадным является тот факт, что ежегодно увеличивается государственный заказ на подготовку специалистов в области религии. Кроме того, при Университете «Нур-Мубарак» действует «Институт переподготовки специалистов по профилактике экстремизма».
Комитетом по делам религий в рамках своей компетенции проводится работа по реабилитации последователей деструктивных религиозных течений. Созданный в 2014 году Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» специализируется на проведении разъяснительной работы с радикально настроенными лицами, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Осуществляет свою деятельность во всех регионах.
Кроме того, проводится целенаправленная реабилитационная работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы среди лиц, осужденных за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Необходимо отметить, что по согласованию с официальным духовенством за каждым пенитенциарным учреждением закреплен опытный и образованный священнослужитель. Основной целью данной меры является доведение до лиц, имеющих первичные искаженные религиозные знания, смысла и ценностей ислама и закрепить у них положительные и толерантные взгляды.
Немаловажным направлением считаю проводимую профилактическую работу с представительницами «Женских жамагатов», в рамках которой оказывается социальная поддержка. Наряду с этим, для женщин организовываются обучающие курсы, оказывается помощь в трудоустройстве и адаптации их к условиям жизни.
Отдельно хотел бы упомянуть о важности работы просветительского Интернет-портала «Kazislam.kz». Портал предоставляет ежедневную информацию, связанную с вопросами религии Ислама, государственной политики Казахстана в области религии, профилактики экстремизма и терроризма в обществе.
В завершении хочу отметить такое важное направление деятельности Комитета по делам религий как религиоведческая экспертиза на объекты литературы, изделия религиозного назначения и другие материалы. Именно посредством данного структурного подразделения, различного рода сомнительного, не достоверного характера религиозная литература и информация в интернет пространстве проходит экспертное исследование и тем самым вносит вклад в недопущение формирования радикальных взглядов в обществе.