Как идеология деструктивных религиозных организаций влияет на формирование личности молодого человека рассказала в интервью порталу «Kazislam.kz» психолог Центра реабилитации и консультации при Управлении по делам религий г. Алматы Акмарал Абдукеева.
– Существуют ли параметры оценки деструктивности религиозных течений?
– Конечно. О деструктивной направленности религиозной общины можно судить по некоторым параметрам: во-первых, это отсутствие вероучения, стабильного института священства, примитивностью мировоззрения; во-вторых, это нетерпимое отношение к другим религиям; в-третьих, обожествление лидеров данного течения; в- четвертых, применение психологического и физического насилия для подавления личности адепта, а также отвержение критического мышления.
-Как сомнительным религиозным организациям удается завоевать доверие наших казахстанцев. В чем их успех?
– В первую очередь это связано с активностью религиозных организаций, которые нацелены на вовлечением молодежи в свои ряды. В общении с молодежью руководители и проповедники религиозных организаций используют приемы психологического давления на личность (изоляция от семьи, социального окружения; лишение сна, нехватка питания, формирование комплекса вины).
Однозначно ценности и нормы поведения, которые адепты усваивают в подобных общинах, негативно влияют на формирование и становление личности. Деструктивная религиозная организация осуществляет тотальный контроль мыслей, чувств, поведения, сознания и социального окружения своих адептов.
– Какие именно психологические методы используют представители религиозных течений?
– Миссионеры деструктивных религиозных общин включают в свою пропагандистскую деятельность различные методы психологического воздействия, а именно: внушение через наставления; задаривание подарками; принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников); ежедневное чтение религиозной литературы; постоянное общение только с единоверцами.
Также представители деструктивных течений стараются ограничить своих адептов от «светской» жизни, посещения культурных мероприятий и даже чтения художественной литературы.
Психологи подтверждают, что лицо, пребывающее в состоянии психологической неустойчивости, в частности, фрустрации (чувства неудовлетворенности собой, социальным статусом в обществе, отношением окружения), подвергается процессу саморазрушения личности, одержимостью какой – либо идеей.
Поэтому не удивительно, когда бывшие адепты, вырванные из лап таких деструктивных течений в течение долгого периода времени, проходят реабилитацию и духовное восстановление.
– Какова опасность вовлечения детей в религиозную деятельность нетрадиционных течений?
– Да об этом мало пишут в СМИ, однако процесс вовлечения несовершеннолетних детей в религию стало частым явлением современности. В большинстве случае дети вовлекаются в религиозную деятельность вместе с родители посещающими собрания религиозных организаций. Однако как показывает практика исследований раннее вовлечение детей в ряды деструктивных религиозных течений может иметь для них негативные последствия.
Как отмечает психолог Т.Мухина, у ребенка при таких обстоятельствах может формироваться следующие психологические особенности характера как немотивированная агрессивность, раздражительность, либо апатия ко всему, в том числе безразличие к семье, школе, другим интересам, в том числе отказа от пищи, появление в речи религиозных терминов и т.д.
По утверждению психолога В. Попова молодой человек с раздвоением сознания начинает ощущать ухудшение физического состояния, снижение адаптивных способностей, иммунитета, а также появление бессонницы, общей утомляемости, головных болей.
Однако большая опасность для детей представляет сама деструктивность в религии.
По утверждению экспертов психологов, деструктивность в религии может породить у человека аддиктивное поведение, предрасположенное к осуществлению противоправного деяния. Для совершения преступления человеку необходимы мотивы, условия, а также психологическое состояние, ориентированное на всплеск агрессии, жестокости извне. Такой фактор раскрывается в террологии, как синдром «Брейвика» (синдром террориста – одиночки).
— Значит неосознанно молодые люди, вовлеченные в деструктивные религиозные течения, могут пойти на преступление?
– Увы да. К примеру, в феврале 2014 года учащийся московской средней школы Сергей Гордеев, ученик 10-го класса, отличник учебы, призер интернет – олимпиад школьников по правовым вопросам, совершил убийство своего классного руководителя.
Интеллигентная семья, проповедующая радикальную философию (субъективный идеализм с отрицанием объективной реальности окружающего мира) запрещала мальчику заниматься спортом, общаться с друзьями, полностью загружая его высокой интеллектуальной нагрузкой. От физического и психологического истощения у Сергея Гордеева стали возникать агрессия, высокий уровень тревожности, суицидальные намерения. В последующем, он пришел в школу с винтовкой и охотничьим карабином для того, чтобы убить преподавателя биологии (классного руководителя), который оценил его знания не на отличную оценку, а на – «хорошо». При приезде полиции Сергей Гордеев открывает по ним огонь, убивая сотрудников полиции. Преступник сдался только после переговоров с участием его отца. Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза подтвердит, что Сергей Гордеев, в момент совершения убийства и других преступлений, находился в состоянии физиологического аффекта. Диагноз – параноидная шизофрения. В настоящее время он находится на принудительном лечении в психиатрической клинике.
Другой пример. В октябре 2018 года в г. Керчи студент политехнического колледжа Владислав Росляков расстрелял 21 человека и ранил более 50 учеников. В дальнейшем, Росляков убивает себя. Он был «изгоем» в классе, его бросила девушка. Воспитывался в неполной семье, мать работала санитаркой в поликлинике. Семья периодически нуждалась в материальном плане, посещала семинары деструктивной религиозной общины. Есть вероятность, что преступника завербовали националисты через социальные сети. Он купил оружие, патроны, самостоятельно изготовил бомбы, содержащие шайбы и гвозди. На теле преступника была майка, с большой надписью «Ненависть».
– Как уберечь детей от такой напасти?
– Дети всегда нуждаются во внимании и родители должны быть им помощниками в деле получения новых знаний и навыков, чем ими станут чужие люди.
Не стоит детей рано вовлекать в религиозную деятельность, лучше пускай они придут в религию осознанно, без принуждения.
Кроме того, необходимо периодически осуществлять профилактическую деятельность, в рамках организации проведения лекций, семинаров, тренингов в учреждениях образования для по разъяснения среди молодежи опасности вовлечения в деятельность сомнительных религиозных учений и деструктивных течений, а также не забывать о предупредительной работе с подростками с привлечением педагогов и психологов школ.
Спасибо за интервью