Деструктивные религиозные организации нацелены на привлечение молодых людей для увеличения своих адептов.
Каковы приемы методов психологического воздействия, используемые деструктивными религиозными организациями на сознание адептов, рассказала в интервью порталу «Kazislam.kz» преподаватель Академии КНБ РК, член ИРГ г. Алматы, психолог-практик Акмарал Абдукееева.
– Акмарал Сихымбаевна какова опасность и черты деструктивных религиозных течений?
– Необходимо понимать, что влияние деструктивных религиозных организаций чревато негативными последствиями для адептов, оказавшихся в «ловушке» у миссионеров.
Практически все представленные деструктивные религиозные течения (далее – ДРТ) осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств, поведения, сознания и социального окружения своих адептов.
О деструктивной направленности религиозной общины можно судить по некоторым параметрам: 1. отсутствие вероучения, стабильного института священства, с примитивностью мировоззрения; 2. нетерпимое отношение к другим религиям; 3. обожествление лидеров; 4. применение психологического и физического насилия для подавления личности адепта; 5. отвержение критического мышления.
– Какие методы воздействия используются миссионерами деструктивных течений с целью воздействия на адептов?
– В деструктивных религиозных организациях используют приемы психологического давления на личность (изоляция от семьи, социального окружения; лишение сна, нехватка питания, формирование комплекса вины).
Так миссионеры деструктивных религиозных общин включают в свою пропагандистскую деятельность различные методы как: внушение через наставления; задаривание подарками; принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников); ежедневное чтение религиозной литературы; общение только с единоверцами, а также ограждение от «светской» жизни (отказ от посещения киносеансов, театра и чтения художественной литературы).
– Какие есть примеры подобного негативного воздействия на людей?
– Психологи выявили, что деструктивность в религии может породить у человека аддиктивное поведение, предрасположенное к осуществлению противоправного деяния.
Для совершения преступления человеку необходимы мотивы, условия, а также психологическое состояние, ориентированное на всплеск агрессии, жестокости извне. Данный фактор раскрывается в террологии, как синдром «Брейвика» (синдром террориста – одиночки).
В 2011 голу норвежский террорист А. Брейвик совершил в своей стране два теракта, в результате которого 77 человек погибли, 319 – были ранены. Террорист – одиночка взорвал машину с 500 килограммовой самодельной взрывчаткой у входа в здание Правительства г. Осло. В последующем, он направился в молодежный лагерь на острове, где хладнокровно расстрелял 77 студентов – спортсменов.
Норвежские психологи стали изучать биографические данные А.Брейвика и узнали, что террорист воспитывался в неполной семье, в детстве занимал позицию «изгоя» среди своих одноклассников. Есть сведения, что он потерпел насилие со стороны сверстников. Психологическое состояние обиды, застреваемости на негативных переживаниях и ощущениях у А.Брейвика усугубилось под влиянием субкультуры популярной среди молодежи – сатанистов.
В знак протеста, громко заявляя о себе, террорист совершил ужасное преступление. В совершении каждого преступления психологи ищут мотивы, в основном, формирующиеся в детстве, либо в юношеские годы.
– Каковы причины формирования у молодежи преступного поведения?
– На формирование преступных мотивов у молодежи оказывают различные факторы. Психологи выделяют следующие причины: 1. Духовно – нравственный кризис, проявляющийся присутствием признаков внутриличностного конфликта, состояния фрустрации.
2. Вербовка адептов, в основном, осуществляется через социальные сети, Интернет.
3. Культ насилия и силы, пропагандирующийся в социальных сетях, негативно влияет на сознание и поведение молодых людей.
4. Создание новых информационных технологий, вызывающих изменения в психике человека.
Кроме того, это наличие травматогенных ситуаций в детстве у молодого человека (насилие, жестокое обращение к ребенку, дефицит родительской любви и внимания).
– Каковы последствия вовлечения казахстанцев в ряды деструктивных течений?
– Безусловно вовлечение в идеологию и участие деятельности деструктивных религиозных течений приносит непоправимый ущерб здоровью и физическому состоянию адептов. Увы об этом свидетельствуют факты и количество пострадавших.
– Какие меры нужны что уменьшить степень влияния ДРТ?
– Безусловно лучшим методом спасения нашей молодежи является его защита от вхождения в ареал деятельности ДРТ. Однако нужно периодически осуществлять профилактическую деятельность среди молодежной аудитории посредством организации онлайн-лекций, семинаров, тренингов с целью профилактики религиозного экстремизма и формированию иммунитета к идеологии деструктивных религиозных организаций
Кроме того, наладить работу по подготовке кадров с навыками и знаниями проведения профилактической и предупредительной работы в учреждениях системы среднего и высшего образования, в т.ч. организации профессиональной деятельности педагогов и психологов школ
Надо учесть вопрос времени, которое не позволяет никому расслабляться и не прощает промедлений в столь важном вопросе, как сохранение психического здоровья и психологического статуса наших детей.
Спасибо за интервью
Подготовлено редакцией портала “Kazislam.kz” (БСА)
Қаншама адамның бала кезгі психологиялық жаралары есейген кезде де өзгеріссіз қалады, кейін осындай ағымға кірсе ол реніш, жаралары мутацияланып өмірге қылмескерді алып келеді. Сол себепті бәрі отбасынан басталады. Балаларды тумас бұрын олардың жағдайын жасап, санасына жақсы нәрселерді құя білу керек.
Отбасылық құндылықтарын жоғары бағалайтын адам мұндай ағымдардан аулақ жүретіні белгілі, десек эксперттің айтқаны рас. Бұл әр адамның басында болуы мүмкін адасу. Діни білім керек. Оқы оқы және оқы деген осы жерде айтылу керек.
Деструктивті діни ағым десе бірден психологиялық әлсіз адам елестейтіні содан екен ғой. Бұл бәрінен бұрын сананы улаушылардың ағымы. Олай болса әлсіздер бірінші кетеді. Рухты көтеру керек.
Жастарға ақпарат ағымы қатты әсерін тигізетін секілді. Ақпараттық каналдарды бұғаулау керек. Профилактикасы – адами құндалықтарды көтеру, жақын адамдармен көбірек араласу, сырласу керек.
Бұл жерде ата-ананың махаббаты мен назары, ықыласы дегенді үлкен әріптермен жазу керек секілді. Өкінішке орай көп қылмескерлерге осы ғана жетпейді.
Деструктивті діни ағымдарға қарсы берік иммунитет керек. Сол иммунитетті қалыптастыру жолында жұмыла жұмыс істесек, қылмыстардың алдын аламыз. Жұмыла көтерген жүк жеңіл.
Отбасының қай мүшесі болса да, әсіресе бала периодты бақылауда болуы керек. Балам не көріп жүр, не істеп жүр, кіммен араласып жүр деп анықтап біліп отыру қажет. Жеке индивидтің өміріне діннен адастырушылардан бұрын әсер етіп үлгеру керек.
Адам теріс ағымға кірді дейік, бұл оның өмірінің соңына жеткенін білдірмейді. Реабилитацияға, қайта оңалтуға бар жағдайды жасау керек деп ойлаймын. Адасушыларды құтқару да үлкен еңбекті талап етеді. Мамандар түзу жолда және оларды халық болып қолдауымыз керек. Өзіміз де ізгі ойлармен бөлісіп, мұндай жағдайлардың алдын алуға атсалысамыз. Қаншама адамды бір ауыз жылы сөзбен райынан қайтаруға болады. Сөз өте құдіретті қару. Сол қаруды деструктивті діни ағымдағылардан да өткір қолдануымыз керек.
Сұхбаттан “баланың психологиялық статусы” деген жақсы ұғыммен таныстым. Осы статусты бақылап, бағыттап отырсақ бәрі жақсы болады.
Еліміздегі толық емес отбасылардың саны азайса, көп мәселе шешімін оңай табар еді. Ажырасудың сарнап тұрған статистикасы тағы бар. Бұлардың санын азайтпай психологиялық сау адамдарды өсіру өте қиын сияқты. Деструтиктивті діни ағым өкілдері осы мәселені жақсы түсінеді. Сол үшін олар жанды жерден бірінші шабуыл жасайды. олардың өздері психологияны жетік меңгерген болып кез келген баланың санасын оңай улайды. Абай болғанымыз жөн.