В сентябре 2023 года афганское правительство приняло нового посла Китая в Кабуле. Это свидетельствовало о стремлении построить более тесные отношения между двумя государствами, которые могли бы облегчить экономические трудности, вызванные международными санкциями против правительства Талибана (запрещено в РФ) и его изоляцией от остального мира. Четыре месяца спустя Китай стал первой страной, принявшей афганского посла после захвата власти талибами в августе 2021 года.
После выхода Соединенных Штатов из Афганистана в 2021 году и возвращения к правлению талибов мир отказался признать власть фундаменталистской группы над Афганистаном и предложить ему место за международным столом. Но время идет, и через три года правления талибов возможны изменения. Ряд стран по примеру Китая начали менять свою позицию. К их числу принадлежит и Россия, которая рассматривает вопрос об исключении талибов из своего списка террористических организаций.
Если глобальные державы надеялись, что отсутствие признания заставит Кабул изменить свою политику, то такая стратегия до сих пор не принесла результата. Видимо пришло время, чтобы мир рассмотрел альтернативный подход к Афганистану и Талибану. Это будет включать ограниченное и обусловленное дипломатическое участие и, возможно, финансовую и даже военную помощь, а также экономическое сотрудничество, связанное с освоением богатых сырьевых ресурсов страны.
Самым болевым вопросом, препятствующим процессу нормализации отношений с Афганистаном, остается проблема присутствия на территории страны различных террористических организаций. Кабул после 2021 года ухудшил отношения даже с Пакистаном, поддерживавшим тесные связи с талибами на протяжении последних 20 лет. В свое время Пакистан и некоторые государства Персидского залива признали Талибан в качестве руководящего органа Афганистана в конце 1990-х годов, но отказались признать нынешний режим. Пакистан при этом депортировал сотни тысяч афганцев, которые нашли убежище на его территории. Исламабад оправдал эту политику тем, что среди них присутствуют многочисленные группы боевиков, совершающие нападения на Пакистан, в первую очередь, это относится к запрещенному в РФ Техрик-и-Талибан Пакистан (ТТП) – филиалу афганского Талибана.
В июльском докладе Совета Безопасности Организации Объединенных Наций говорится, что нынешний Афганистан является убежищем для группировок боевиков, включая запрещенное в РФ Исламское государство-Хорасан (ИГ-К) с сетью из почти 6000 боевиков и ТТП с почти 6500 боевиками. TTП, основанная в 2007 году в Пакистане для поддержки талибов в Афганистане, по-прежнему имеет прочные связи с нынешним режимом талибов. В прошлом у них была общая идеология о сопротивлении господству со стороны неверных. Теперь основной причиной сотрудничества является желание талибов не допустить, чтобы ТТП сблизился с ИГ-К, которое исповедует иную сектантскую идеологию, направленную на создание исламского халифата, и рассматривает режим талибов как неисламский.
На этом фоне экономическая ситуация в Афганистане продолжает ухудшаться. За последние два года было отмечено 26-процентное снижение валового производства страны. Отсутствие роста ВВП в сочетании со снижением возможностей внешнего финансирования внебюджетных расходов рисует мрачную картину экономической стагнации, которая может усугубить нищету населения и подорвать продовольственную безопасность. Кроме того, это непосредственным образом сказывается на возможностях правительства вести решительные действия против радикальных вооруженных группировок, наносящих ущерб государственным интересам, прежде всего на международной арене.
У соседей Афганистана сохраняется законная обеспокоенность по поводу того, сможет ли режим талибов обеспечить конструктивное сотрудничество с внешним миром. Тем не менее становится все более очевидным, что альтернативы работе с Талибаном в качестве фактического органа власти в стране нет. Талибам удалось стабилизировать Афганистан, хотя это включало порой неоднозначные контакты с террористическими группами, терпимое отношение к их существованию и отсутствие решительных военных действий против них. Хотя в политическом плане в Афганистане нет организованной оппозиции, в стране продолжают сохраняться риски гражданской войны в случае ослабления власти Талибана.
Перспектива начала и расширения международного сотрудничества, прекращающего изоляцию режима и укрепляющее его политически и экономически, может стать стимулом для Талибана приступить к решительным действиям против террористических группировок. Даже ограниченная интеграция с внешним миром может помочь уменьшить зависимость Талибана от поддержания «хороших» связей с экстремистами. Финансовые стимулы – то есть размораживание активов Афганистана в Соединенных Штатах и предоставление дополнительной помощи и инвестиций – помогут избежать надвигающейся экономической и социальной катастрофы, что позволит талибам в большей степени сосредоточиться на вопросах безопасности.
Гораздо более рискованным и по понятным причинам спорным вариантом является предоставление военной помощи, чтобы помочь талибам уничтожить конкурирующие группировки, которые, как сообщается, имеют доступ к оружию, оставленному силами США и НАТО в 2021 году. Опасность здесь заключается в том, что вместо ликвидации террористических групп талибы могут использовать эту поддержку исключительно для укрепления собственной власти с целью увековечивания своего правления без избирательной альтернативы.
В качестве первого шага можно было бы рассмотреть некий «пакт», в соответствии с которым заинтересованные страны оказывают Кабулу экономическую поддержку при условии, что Талибан примет соответствующие меры против террористических групп. В этом случае официальное признание может быть поставлено в зависимость от успешной ликвидации групп боевиков на афганской земле. Для начала такого сотрудничества не требуется предварительного официального признания режима, и на данном этапе для достижения желаемых результатов могло бы быть достаточно конструктивного дипломатического взаимодействия.
С этой целью в Афганистане должно быть обеспечено многонациональное дипломатическое присутствие, связанное как с правительством, так и с местным гражданским обществом, включая средства массовой информации и политические группы, которые могли бы следить за ходом борьбы с террористическими группами.
Примет ли правительство талибов подобные предложения? Каким образом гарантировать, что иностранные державы не будут вести двойную игру с противниками режима? Ответы на эти вопросы, судя по всему, будут даны уже в ближайшее время.
П. Булатов, международный обозреватель