Сегодня часто можно услышать такие выражения, как «саляфы» и «саляфиты». В чем значение этих слов?
Есть ли между ними различие или же эти слова один и тот же смысл и значение? Сегодня мы постараемся, в лаконичной форме, ответить на эти вопросы.
Саляфы – дословно: предшественники, предшествующее поколение. В Исламе под саляфами подразумеваются три первых поколения мусульман. Это: сахабы (сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), табигины (последующее поколение мусульман после сахабов) и атбагат-табигины. То сеть последующее поколение мусульман после табигинов. Эти три поколения мусульман определяются как «ас-саляф ас-солихин» (праведные предшественники), в чем среди ученых нет разногласий.
Саляфиты – те, кто присывается себя к числу последователей саляфов. То есть праведных предшественников. Так ли это на самом деле?
Во-первых: саляфы не делились на различные группы. А между тем известно, что в настоящее время среди саляфитов существуют различные течения, которые, между прочим, считают истинными верующими лишь себя, в то время как других, в том числе и приверженцев того или иного течения саляфизма, неверующими или же заблудшими.
Во-вторых: саляфы не выносили такфир, то есть не считали неверными кого-либо за его иные взгляды, касающихся вопросов фикха. Тогда как саляфиты за «инакомыслие» в вопрсах фикха могут вынести такфир. А между тем, согласно мнению ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, различия в вопросах фикха не могут служить доводом того, что кто-либо является неверующим. К примеру, существуют различия между мазхабами ахлю-сунны уаль-джамаа в понимании фарда, уаджиба или сунны, касающихся того или иного вида поклонения. Например, намаза или же омовения. У каждого имама может быть свой довод, который основывается на том или ином аяте или же хадисе. И никто их ученых, по причине существования личного обоснованного мнения других ученых, не выносит им такфир, или же не видит в нем «врага народа». Такова этика Ислама! В то время как саляфиты подобные разногласия принимают чуть ли не как неверие. А причиной всему, в первую очередь, их невежество в вопросах понимания основ религии и основ фикха.
В-третьих: саляфиты отрицают таклид. Таклид – следование авторитетному ученому, аргументируя это тем, что среди саляфов (праведных предшественников), якобы, не было таклида. А следование Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а следование мнению ученых сахабов, на ученость которых указывал сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Что это, если не таклид? Так, первые четыре праведных халифа Абу Бакр, Омар ибн Хаттаб, Осман ибн Аффан и Али ибн Аби Толиб (да будет доволен ими Аллах) были знатоками Корана и хадисов. Абдуллах ибн Масгуд (да будет доволен им Аллах) был хафизом, мухаддисом и факихом. Муаз ибн Джабаль, которого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) послал в Йемен в качестве наствника, был ученым, на мнение которого, после кончины Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), опирались Омар ибн Хаттаб, Осман ибн Аффан и Али ибн Аби Толиб (да будет доволен ими Аллах). В качестве примера можно также привести Убай ибн Кагба (да будет доволен им Аллах), к мнению которого прислушивались праведные халифы. Понятно, что все это благодаря их знанию! Даже жена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) была ученой, к которой с тем или иным вопросом приходили сподвижники. Что это, если не таклид? То есть, следование мнению ученых.
В-четвертых: саляфиты категорический запрещают посещение могил святых праведников. Святой, в понимании Ислама, – это уали (приближенный раб Аллаха). В Коране не мало аятов, в которых упоминаются аулия, то есть особо приближенные рабы Всевышнего Аллаха. А теперь давайте зададимся вопросом: кто является самым святым среди верующих? Равзе не наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)?! Разве он не является особо приближенным рабом Всевышнего?
Следующий момент! Разве запрещал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посещать могилы? Не запрещал, более того побуждал к посещению могил, и при этом не разделял покойников на святых и не ствятых. Ведь посещение могил напоминает верующему о бренности этого мира, о том, что его ожидает в судный день и т.п. А кто из праведных предшественников, то есть саляфов, запрещал посещение могил? Никто!
Конечно, можно бесконечно перечислять отличия саляфов, то есть сахабов, табигинов и атбагат-табигинов от саляфитов. Но, в принципе, для человека разумного достаточно и этих доводов, чтобы начать понимать, что нет ничего общего между саляфами и саляфитами.
Абдуссамад МАХАТ