Месяц Раджаб – для мусульман является месяцем милости и прощения, периодом подготовки к месяцу Рамазан.
Поэтому в этот период мусульманам рекомендуется заняться духовным очищением. Бесспорно, одним из путей достижения духовной чистоты является соблюдение поста.
Но к сожалению, в нашем обществе некоторые братья стали утверждать, что пост в месяце Раджаб является нововведением.
Рассмотрим, что по этому поводу говорят известные богословы.
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Фатх аль-Мубин» (шарх на сборник хадисов имама ан-Навави «Аль-Арбаʻун») дал ответ на данный вопрос:
قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه.
«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так. Напротив, пост в месяце Раджаб является превосходной хорошей сунной (желательным деянием), и об этом я подробно изложил в книге «Аль-Фатава аль-Кубра». (См. «Фатх аль-Мубин», стр.226/№5).
Имам ан-Навави в своей книге «Шарх Сахих аль-Муслим» наставляет:
ولم يثبت في صوم رجب نهي ولا ندب بعينه، ولكن أصل الصوم مندوب إليه.
«О посте в месяце Раджаб нет решения, что это запрещено, как и нет решения, что желательно соблюдать именно его. Однако основанием для поста в этом месяце выступает желательность».
Кроме этого имам ан-Навави сообщает следующее:
وفي سنن أبي داود أنه صلى الله عليه وسلم ندب الصوم من الأشهر الحرم ورجب أَحدها.
«В “Сунан Абу Давуда” приводится, что Посланник Аллаха побуждал соблюдать пост в запретные месяцы, а месяц Раджаб является одним из них». (См.: «Шарх Сахих аль-Муслим» том 8, стр. 39).
Также по этому поводу Имам Хатыб аш-Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж» утверждает:
أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم ثم رجبخروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في رواية مسلم كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كلهوفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا.
«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы, а наиболее достойным из них является месяц Мухаррам, поскольку в хадисе, который приводит имам Муслим, сказано:
“Лучший пост после Рамадана, пост в запретном месяце Аллаха – Мухарраме”. Затем по достоинству следует пост в месяце Раджаб, и это мнение принято, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что именно Раджаб является самым лучшим из запретных месяцев (после Мухаррама)».
Что касается особых предписаний относительно поста в месяце Раджаб, то Ибн Умар, Ибн Аббас, Анас , Саид ибн Джубайр, считали желательным пропускать несколько дней. (Мотивируя данное решение не желанием уподобить его Рамадану, поститься в котором необходимо во все дни без исключения).
«Имам Ахмад говорил: “В месяце Раджаб не поститесь одни или два дня”».
Это указывает на то, что имам Ахмад считал предпочтительным соблюдение поста в месяце Раджаб.
Исходя из всего вышеизложенного, можно утверждать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием, за которое постящийся получает большое вознаграждение, ибо авторитетные учёные опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.
По материалам фетв Муфтията Республики Дагестан