В целом, умение говорить — это «ниъмат», дар от Аллаха. В 4 аяте суры «Ар-Рахман» говорится:
«Он научил его ясно выражать свои мысли».
Без этого дара мы бы издавали непонятные, нечленораздельные звуки, одному Аллаху ведомо как. Возможность говорить, объясняться и общаться — это милость от Всевышнего. Поэтому мы должны понимать: из уст мусульманина должно исходить только благое. В изречении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказано:
«Кто верует в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит» (Бухари).
Бесполезная пустая речь, болтовня без пользы, в которой много пустых фраз, лишние вопросы не несущие пользы порицаются в Исламе. Посланник Аллаха ﷺ сказал в своем хадисе:
«Не говори много, если только не поминаешь Аллаха! Чрезмерная речь, без поминания Аллаха ужесточает сердце. А люди с жесткими сердцами, без сомнения, самые далекие от Всевышнего» (Тирмизи).
Из этого мы делаем важный вывод: мусульманину непозволительно заниматься пустословием, а тем более сквернословием, чтобы не лишиться награды от Аллаха. Сквернословие является чуждым качеством для верующего человека. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах — Слышащий, Знающий» (4:148).
Занимаясь злословием, мы должны помнить и остерегаться того, что всё, что мы произносим, не ускользает от внимания ангелов, которые служат Аллаху записывая все, что бы человек не произносил.
В книге «Аль-Мунаббихат» Ибн Хаджара аль-Аскаляни говорится: «Когда портится сердце человека — плачут ангелы, а когда портится его язык — плачут окружающие люди». То есть его слова начинают причинять вред и страдание другим. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:
«Мусульманин — это тот, от чьего языка и рук в безопасности другие» (Бухари).
Это подчёркивает важность соблюдения этики речи и поведения. Благой нрав, когда сердце наполнено добром, проявляется и в благих словах, и в достойных изречениях. Умение говорить красиво, культурно и обоснованно является признаком знания и разума.
Культура речи в Исламе — это когда человек не задевает чувства, честь и достоинство другого. В хадисах часто упоминается слово «‘ирд», что означает честь и достоинство человека, которые следует беречь.
Также важным аспектом исламской этики является культура общения и диалога между людьми. Умение вести беседу с уважением, выслушивать собеседника, не перебивать, говорить правду и при этом мягко, всё это часть исламской культуры общения, основанной на нравственности и милосердии. Мусульманин должен следить за своей речью и всегда задумываться о последствиях сказанного. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оберегай свой язык».
Рассмотрим основные нормы и принципы поведения мусульманина в разговоре:
— Задумываться о последствиях своих слов — каждое слово учитывается ангелами и может повлиять как на эту жизнь, так и на Последнюю.
— Не говорить то, что не несёт пользы — ни в мирской, ни в вечной жизни.
— Не перебивать собеседника и не произносить слова, способные его задеть или обидеть.
— Говорить с людьми в соответствии с их положением: уважительно, учитывая их возраст, знания и статус.
— Избегать чрезмерной похвалы — не льстить, особенно в лицо.
— Не повышать голос при разговоре со старшими, родителями и уважаемыми людьми.
— Не говорить слишком много без необходимости, так как многословие может привести к ошибкам и празднословию.
— Избегать высокомерия в речи: не кривить рот, не презирать собеседника и не ставить себя выше него.
— Не приучать себя к плохим словам, не лгать, не давать ложных клятв.
— Не злословить, не сплетничать и не обещать того, чего не можешь выполнить.
— Не насмехаться над другими и не называть человека уничижительными кличками.
— Не раскрывать чужие секреты. Сохранение доверия и конфиденциальности — это признак благонравия.
Казбек Ахметов, Главный имам мечети «Заря Востока»






