Четверг, 18 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Кыргызстан пересматривает религиозную политику

18.12.2025
в Избранное, Интервью
0
Фото Национального агентства по делам религий и межэтнических отношений при президенте КР. Азамат Юсупов

Фото Национального агентства по делам религий и межэтнических отношений при президенте КР. Азамат Юсупов

9
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

О ситуации в религиозной сфере, о влиянии зарубежных организаций на население Кыргызстана, о даваате и паломничестве в интервью рассказал глава Национального агентства по делам религий и межэтнических отношений при президенте КР Азамат Юсупов.

— Как вы сегодня оцениваете религиозную ситуацию в Кыргызстане? Какие вызовы стоят перед государством?

— В целом религиозная ситуация в республике стабильная. Но она формировалась на протяжении десятилетий под влиянием разных факторов, и за годы независимости накопились определенные проблемные вопросы.

После распада Союза появилось ощущение духовного вакуума: тысячи молодых людей начали выезжать за рубеж в религиозные образовательные центры и теологические вузы. Получив образование, они возвращались с разным уровнем подготовки и иногда — с идеологиями, чуждыми нашей традиции. Так возникли группы и течения, которые не соответствуют местному исламскому наследию и религиозной культуре.

Первая большая проблема — качество религиозного образования, вторая — влияние зарубежных течений и вербовка молодых людей, третья — отсутствие единой религиозной политики, которое сохранялось до 2022–2023 годов. Разные группы вели свою деятельность без координации и контроля.

При этом важно отметить: конфликтов между религиозными группами в стране не наблюдается, а государство обеспечило гражданам достаточный уровень свободы вероисповедания.

— Сколько религиозных объектов действует сегодня в Кыргызстане? Замечается ли рост их числа?

В Астане прошла республиканская аттестация имамов

В Астане прошла республиканская аттестация имамов

18.12.2025
Муфтии Казахстана и Египта обсудили сотрудничество в области фетв и стажировок

Муфтии Казахстана и Египта обсудили сотрудничество в области фетв и стажировок

17.12.2025

— На сегодня в республике зарегистрированы 4 тысячи 441 религиозный объект различных конфессий. Из них 4 тысячи 48 — мусульманские, 387 — христианские (православные, католические, баптистские, адвентистские, пятидесятнические, лютеранские, евангелисты и другие), 1 — иудейский, 1 — буддийский, 4 — общины бахаи.

Согласно исследованиям, 93–95 процентов населения страны — мусульмане.

Рост количества объектов в последние годы есть, но не хаотичный: после принятия нового закона мы упростили отдельные регистрационные процедуры, но одновременно были разработаны механизмы государственного контроля.

Теперь религиозные объекты могут строиться только при одобрении комиссии, в которую входят местные органы власти и центральные органы управления религиозных структур. В селе, где уже есть мечеть, не появятся еще две или три в радиусе нескольких километров.

Государственная политика смещается от количественного роста к повышению качества — многие объекты находятся в аварийном состоянии, и сегодня упор делается на реконструкцию и стандартизацию.

— Как изменились требования к регистрации религиозных организаций и объектов?

— С новым Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» процедура стала одновременно проще и строже. Данный документ был требованием времени.

Теперь для регистрации религиозного объекта требуется только два документа: госакт на землю и акт ввода в эксплуатацию; документацию можно подать электронно; отменена сложная система сбора подписей.

Введен термин «религиозный объект», запрещено строить религиозные объекты на частных землях — участки должны быть переданы либо государству, либо уполномоченному религиозному органу.

Например, если кто-то захочет передать землю под строительство мечети, он передает ее на баланс Духовного управления мусульман либо местных органов власти. Сейчас ДУМК проводит инвентаризацию всех объектов, в течение года процесс по их переводу в ведение ведомства будет завершен.

Кроме того, введены единые образовательные стандарты и новая программа религиозного образования, включая СНИПы и требования к инфраструктуре (освещение, вода, отопление, жилье для священнослужителей).

— Платит ли ДУМК налоги на данные объекты?

— Для ДУМК есть определенные уступки со стороны государства в виде упрощенных ставок на налоги и коммунальные услуги.

— Как осуществляется контроль за финансированием религиозных организаций? Есть ли риски влияния из-за рубежа?

— Контроль осуществляется двумя уровнями: центральными религиозными управлениями и нашим национальным агентством. Все религиозные организации теперь обязаны согласовывать свои проекты, связанные с религиозной деятельностью — строительство объектов, распространение литературы, в том числе образовательные программы.

Зарубежные религиозные благотворительные организации раньше регистрировались только в Минюсте и активно работали в Кыргызстане. Сейчас, после принятия закона, помимо регистрации в МЮ КР они также должны пройти учетную регистрацию в Нацагентстве.

Риски влияния есть — это касается прежде всего молодых людей, которые получали образование за границей в структурах с нетрадиционным для Кыргызстана подходом. Для снижения таких рисков создан список рекомендованных зарубежных вузов, отправка несовершеннолетних за рубеж запрещена, разрабатываются новые механизмы контроля выезда, введен курс переподготовки для вернувшихся из-за рубежа священнослужителей.

Сегодня в стране действует 224 религиозных учебных заведения, открыта Исламская академия в Токмоке, и необходимость массовых поездок за границу значительно уменьшилась.

В то же время, если сравнить с Узбекистаном, там всего 15 религиозных учебных заведений, хотя у них 36 миллионов населения. В Казахстане всего 9 религиозных учебных заведений.

Тем не менее у нас как таковых конфликтных ситуаций между религиозными группами не наблюдается. Поэтому мы можем открыто сказать, что свобода вероисповедания в КР дана населению в достаточном объеме.

— Насколько актуальна для Кыргызстана угроза религиозного экстремизма?

— Определенные риски сохраняются. Молодые люди, вернувшиеся из образовательных центров, где распространялись радикальные идеи, иногда отказываются подчиняться решениям муфтията и единой фатвенной политике — отсюда происхождение некоторых нетрадиционных и радикальных течений.

В этом свете государство усилило превенцию: действует единая образовательная программа, созданы механизмы раннего мониторинга, проводится широкая информационная работа, работает Центр по исследованию религиозной ситуации и межэтнических отношений при Нацагентстве.

— Сегодня в стране все чаще можно наблюдать женщин и мужчин, носящих религиозную одежду с элементами чуждой для нас культуры. А в новом законе прописаны ограничения на ношение одежды, закрывающей лицо. Как вы прокомментируете такую ситуацию?

— Да, такая норма прописана в Кодексе о правонарушениях. Речь идет о запрете ношения в общественных местах одежды, полностью закрывающей лицо и затрудняющей идентификацию личности. Штраф за нарушение — 20 тысяч сомов.

Мера была принята по соображениям безопасности, поскольку фиксировались случаи, когда в такой одежде совершались преступления.

Наше агентство, в основном, совместно с правоохранительными органами проводит разъяснительные мероприятия на местах о необходимости соблюдения требований закона относительно религиозной одежды. Население в целом относится к этой норме с пониманием.

Нацагентством каждый год проводятся исследования религиозной ситуации в стране, включая вопросы о религиозной одежде. Именно результаты опросов в прошлом году стали одним из оснований для разработки нового закона.

Новые данные будут опубликованы в конце года — после чего можно будет оценить, как изменения законодательства повлияли на ситуацию.

— Как регулируется деятельность даваатчы? Можно ли проводить даваат в домах и на рынках?

— Теперь даваат регламентирован четко и прозрачно: подомовой обход запрещен, проводить даваат можно только в мечетях, даваатчики обязаны зарегистрироваться в ДУМК, маршруты и места проведения подобных проповедей должны утверждаться местными религиозными структурами. Нарушителям грозит штраф: физлицам — 20 тысяч сомов, юрлицам — 65 тысяч сомов.

Аналогичные правила действуют и для представителей других конфессий, например, Свидетелей Иеговы, баптистов и других.

— Сегодня многие религиозные деятели ведут активную деятельность в соцсетях. Как регулируется эта сфера?

— Новый закон вводит понятие «религиозный наставник» (насаатчи). Чтобы вести проповеди в интернете, человек должен быть официальным сотрудником религиозной организации или пройти регистрацию как наставник в Нацагентстве.

В противном случае деятельность считается незаконной и карается штрафом. В агентстве работает специальный отдел мониторинга соцсетей.

— Поступают ли жалобы на деятельность религиозных организаций?

— Да, периодически поступают. Чаще всего — на религиозных деятелей, которые самостоятельно, без полномочий, дают фатвы.

Как вы знаете, только Совет улемов при ДУМК имеет право выдавать фатвы в стране. Те, кто нарушает стандарты, привлекаются к ответственности.

— Как государство обеспечивает баланс между светским характером и свободой вероисповедания?

— Кыргызстан — светское государство, но религия является чувствительной сферой, где любое упущение может привести к серьезным последствиям. Государство обязано поддерживать свободу вероисповедания, но одновременно — предотвращать радикализацию и вмешательство религиозных структур в политику.

В новом законе введена норма деполитизации религиозных деятелей: если религиозный деятель хочет участвовать в выборах, он обязан сложить полномочия и сможет баллотироваться только через 5 лет.

На этом основании в текущем году несколько кандидатов-религиозных деятелей были сняты с выборов в парламент — закон одинаков для всех.

— Удалось ли снизить коррупционные риски в процессе организации хаджа и умры?

— Да. За последние три года система была полностью перестроена. Был создан коллегиальный орган, контролирующий организацию паломничества. Цена авиаперевозок снижена с $1,8 тысячи до $1,2 тысячи, что существенно облегчило нагрузку на граждан. Сейчас стоимость хаджа составляет $4,4 тысячи, что является самым низким показателем в Центральной Азии (в Казахстане — $5,5 тысячи, в Узбекистане — около $6 тысяч, в России — до $11 тысяч).

Квота составляет 6 тысяч человек, и Кыргызстан обратился с просьбой об ее увеличении, так как в республике большое число желающих поехать в хадж. В том же Казахстане, к примеру, даже есть недобор желающих.

За счет обеспечения прозрачности в процессе организации паломничества впервые в истории Кыргызстана с апреля этого года имамы начали получать зарплату — 8 тысяч сомов, а в следующем году она будет повышена до 20 тысяч. Средства формируются из бюджета ДУМК, который пополняется за счет организации паломничества.

— Сколько религиозных организаций сегодня запрещены в Кыргызстане?

— На данный момент — 20 организаций, реестр ведется Генеральной прокуратурой.

— Вы также регулируете сферу межэтнических отношений. Были ли за последний год конфликты?

— Кыргызстан — многонациональная страна, здесь проживает около 80 представителей различных национальностей. Фиксируются локальные бытовые конфликты, но они не носят межэтнический характер и квалифицируются в основном как хулиганство (или вроде административных правонарушений).

Национальное агентство также занимается регулированием межэтнических отношений, защитой прав национальных меньшинств, поддержкой их традиций и языка. В 23 многонациональных районах республики действуют общественные приемные, где проводятся профилактика и диалоговые мероприятия.

— Какие приоритеты религиозной политики вы считаете ключевыми на ближайшие 5–10 лет?

— Повышение качества религиозного образования, изоляция общества от радикальных течений.

— Стандартизация деятельности религиозных объектов.

— Финансовая прозрачность религиозных объединений.

— Поддержка межрелигиозного и межэтнического диалога.

— Укрепление светского характера государства при уважении свободы вероисповедания.

Источник: https://24.kg/
Тэги: Кыргызстанношение никаба в Кыргызстанерелигиозная ситуацияугроза религиозного экстремизма
ПоделитьсяТвитнутьПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

В городе Ош открыли улицу, памятник и музей имени Абая Кунанбаева
Новости

В городе Ош открыли улицу, памятник и музей имени Абая Кунанбаева

25.11.2025
Кыргызстан предложил ЮНЕСКО объявить 22 сентября днем кочевого наследия
Новости

Кыргызстан предложил ЮНЕСКО объявить 22 сентября днем кочевого наследия

07.11.2025
Загрузить еще
Следующий пост
Токаев встретился с Императором Японии Нарухито

Токаев встретился с Императором Японии Нарухито

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

В Астане прошла республиканская аттестация имамов
Избранное

В Астане прошла республиканская аттестация имамов

18.12.2025
Муфтий встретился с казахстанскими студентами в Аль-Азхар
Новости

Муфтий встретился с казахстанскими студентами в Аль-Азхар

18.12.2025
Токаев встретился с Императором Японии Нарухито
Новости

Токаев встретился с Императором Японии Нарухито

18.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00