Исламские финансы в Казахстане существуют уже 15 лет, однако сектор по-прежнему остаётся на периферии финансовой системы.
Доля исламских банков составляет около 0,1% от всех банковских активов — показатель, несопоставимый ни с потенциалом страны, ни с мировыми трендами, где исламские финансы демонстрируют устойчивый рост. Вопрос остаётся открытым: почему наличие законодательства не привело к формированию полноценной «исламской витрины» банковского рынка?
По словам сертифицированного шариатского советника и аудитора AAOIFI, эксперта Zaman Bank Адильбека Рыскулова, ключевая причина в том, что законодательство оказалось подготовленным лишь частично. Оно дало право на существование исламских банков, но не создало условий для их реальной и конкурентной работы.
Одним из самых известных барьеров стала налоговая проблема исламской ипотеки. Поскольку банк обязан сначала приобрести жильё в собственность — иначе схема не будет соответствовать нормам шариата, — на него автоматически распространяется ставка налога на имущество для юридических лиц. Она в Казахстане в 15 раз выше, чем ставка для физических лиц. В итоге расходы банка ложатся на клиента, делая исламскую ипотеку заведомо дороже традиционной.
«Когда налоговая нагрузка изначально некорректно распределена, продукт по нормам шариата становится искусственно дорогим. Конкурировать в таких условиях невозможно», — отмечает Рыскулов.
Похожая ситуация наблюдается в исламском автофинансировании. Банк должен купить автомобиль, оформить техпаспорт и номерные знаки на себя, а затем проводить повторное переоформление — процесс, который не урегулирован законом и превращается в избыточную бюрократию. Клиент тратит время, банк — ресурсы, и в итоге продукт снова оказывается менее привлекательным, чем обычный кредит.
Эксперт считает, что при правильной поддержке со стороны государства и устранении законодательных барьеров исламские финансы могут занять достойное место в экономике страны.
По словам другого специалиста отрасли, шариатского консультанта Данияра Сейсембаева, проблема не только в технических барьерах, но и в отсутствии полноценной инфраструктуры: «Нужен системный подход: единый шариатский совет при регуляторе, налоговые поправки, упрощение процедур. Сейчас исламские банки как будто встроены в систему, но работать в ней полноценно не могут».
Эксперты сходятся в одном: действующая правовая база создаёт иллюзию, что исламские финансы в Казахстане существуют, но по факту ключевые продукты либо недоступны, либо неконкурентоспособны. В таких условиях ни банки, ни клиенты не проявляют достаточного интереса.
Тем не менее в последние годы наблюдается постепенное изменение подхода. Регулятор вносит первые поправки, пересматривает отдельные нормы и обсуждает устранение налоговых несоответствий. Рынок получает сигнал о возможном новом этапе развития. Если будут сняты ключевые фискальные и процедурные барьеры, исламские финансы смогут занять более значимое место в экономике.
Потенциал у сектора действительно есть. Казахстан может привлекать исламские инвестиции, развивать продукты беспроцентного финансирования для населения, стимулировать малый и средний бизнес через шариатские инструменты. Но это возможно только тогда, когда законы будут не просто разрешать существование исламского банкинга, а чётко описывать механизмы его работы и устранять ограничения, которые искусственно ставят его в неравное положение с традиционным сектором.
Сегодня ситуация такова, что возможности есть — но они требуют закрепления в актуальном правовом поле и системного подхода сверху. Без этого исламский банкинг так и останется нишевой отраслью, хотя мог бы стать одним из драйверов финансового развития страны.
Председатель правления Zaman Bank Гульфайруз Асаева предположила, когда БВУ может запустить исламскую ипотеку.
«Это очень сложный продукт, и я не думаю, что в 2026 году у нас получится его запустить. К тому же исламская ипотека требует определенные длинные ресурсы, и такая ипотека находится у нас в проработке», — отметила она.
К основным видам исламской ипотеки относятся:
- Мурабаха — банк покупает недвижимость и продает ее вам с наценкой в рассрочку. Наценка фиксируется при заключении договора.
- Иджара — банк покупает жилье и сдает его вам в аренду. После полной оплаты платежей право собственности переходит к клиенту.
- Мушарака — совместное владение недвижимостью. Банк и клиент вместе владеют жильем, а клиент постепенно выкупает долю банка, одновременно выплачивая арендную плату за его часть.
АО «Исламский банк Zaman Bank» было создано в июне 1991 года как региональный банк с головным офисом в Экибастузе. В 2013 году банк объявил о намерении перейти на исламские принципы финансирования. В 2017-м получил лицензию исламского банка, а в 2020-м его головной офис был передислоцирован в Астану.
Согласно аудированной отчетности за 2024 год, крупным акционером банка является Алан Абгужинов – 57,3%. Оставшаяся доля сконцентрирована у миноритариев. Среди них — Исламская корпорация по развитию частного сектора – 5%.








