Воскресенье, 7 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Исламский банкинг в Казахстане: закон есть, но система не работает

07.12.2025
в Избранное, Исламское финансирование, Статьи
0
8
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Исламские финансы в Казахстане существуют уже 15 лет, однако сектор по-прежнему остаётся на периферии финансовой системы.

Доля исламских банков составляет около 0,1% от всех банковских активов — показатель, несопоставимый ни с потенциалом страны, ни с мировыми трендами, где исламские финансы демонстрируют устойчивый рост. Вопрос остаётся открытым: почему наличие законодательства не привело к формированию полноценной «исламской витрины» банковского рынка?

По словам сертифицированного шариатского советника и аудитора AAOIFI, эксперта Zaman Bank Адильбека Рыскулова, ключевая причина в том, что законодательство оказалось подготовленным лишь частично. Оно дало право на существование исламских банков, но не создало условий для их реальной и конкурентной работы.

Одним из самых известных барьеров стала налоговая проблема исламской ипотеки. Поскольку банк обязан сначала приобрести жильё в собственность — иначе схема не будет соответствовать нормам шариата, — на него автоматически распространяется ставка налога на имущество для юридических лиц. Она в Казахстане в 15 раз выше, чем ставка для физических лиц. В итоге расходы банка ложатся на клиента, делая исламскую ипотеку заведомо дороже традиционной.

«Когда налоговая нагрузка изначально некорректно распределена, продукт по нормам шариата становится искусственно дорогим. Конкурировать в таких условиях невозможно», — отмечает Рыскулов.

Похожая ситуация наблюдается в исламском автофинансировании. Банк должен купить автомобиль, оформить техпаспорт и номерные знаки на себя, а затем проводить повторное переоформление — процесс, который не урегулирован законом и превращается в избыточную бюрократию. Клиент тратит время, банк — ресурсы, и в итоге продукт снова оказывается менее привлекательным, чем обычный кредит.

Эксперт считает, что при правильной поддержке со стороны государства и устранении законодательных барьеров исламские финансы могут занять достойное место в экономике страны. 

Катар выделит $8 миллионов на реконструкцию столичной мечети

Катар выделит $8 миллионов на реконструкцию столичной мечети

06.12.2025
В Конгрессе США обсудили состояние религиозной свободы в Казахстане

В Конгрессе США обсудили состояние религиозной свободы в Казахстане

06.12.2025

По словам другого специалиста отрасли, шариатского консультанта Данияра Сейсембаева, проблема не только в технических барьерах, но и в отсутствии полноценной инфраструктуры: «Нужен системный подход: единый шариатский совет при регуляторе, налоговые поправки, упрощение процедур. Сейчас исламские банки как будто встроены в систему, но работать в ней полноценно не могут».

Эксперты сходятся в одном: действующая правовая база создаёт иллюзию, что исламские финансы в Казахстане существуют, но по факту ключевые продукты либо недоступны, либо неконкурентоспособны. В таких условиях ни банки, ни клиенты не проявляют достаточного интереса.

Тем не менее в последние годы наблюдается постепенное изменение подхода. Регулятор вносит первые поправки, пересматривает отдельные нормы и обсуждает устранение налоговых несоответствий. Рынок получает сигнал о возможном новом этапе развития. Если будут сняты ключевые фискальные и процедурные барьеры, исламские финансы смогут занять более значимое место в экономике.

Потенциал у сектора действительно есть. Казахстан может привлекать исламские инвестиции, развивать продукты беспроцентного финансирования для населения, стимулировать малый и средний бизнес через шариатские инструменты. Но это возможно только тогда, когда законы будут не просто разрешать существование исламского банкинга, а чётко описывать механизмы его работы и устранять ограничения, которые искусственно ставят его в неравное положение с традиционным сектором.

Сегодня ситуация такова, что возможности есть — но они требуют закрепления в актуальном правовом поле и системного подхода сверху. Без этого исламский банкинг так и останется нишевой отраслью, хотя мог бы стать одним из драйверов финансового развития страны.

Председатель правления Zaman Bank Гульфайруз Асаева предположила, когда БВУ может запустить исламскую ипотеку.

«Это очень сложный продукт, и я не думаю, что в 2026 году у нас получится его запустить.  К тому же исламская ипотека требует определенные длинные ресурсы, и такая ипотека находится у нас в проработке», — отметила она.

К основным видам исламской ипотеки относятся:

  • Мурабаха — банк покупает недвижимость и продает ее вам с наценкой в рассрочку. Наценка фиксируется при заключении договора.
  • Иджара — банк покупает жилье и сдает его вам в аренду. После полной оплаты платежей право собственности переходит к клиенту.
  • Мушарака — совместное владение недвижимостью. Банк и клиент вместе владеют жильем, а клиент постепенно выкупает долю банка, одновременно выплачивая арендную плату за его часть.

АО «Исламский банк Zaman Bank» было создано в июне 1991 года как региональный банк с головным офисом в Экибастузе. В 2013 году банк объявил о намерении перейти на исламские принципы финансирования. В 2017-м получил лицензию исламского банка, а в 2020-м его головной офис был передислоцирован в Астану.

Согласно аудированной отчетности за 2024 год, крупным акционером банка является Алан Абгужинов – 57,3%. Оставшаяся доля сконцентрирована у миноритариев. Среди них — Исламская корпорация по развитию частного сектора – 5%.

Тэги: Исламская ипотекаисламский банкингКазахстанпроблема исламской ипотеки
ПоделитьсяТвитнутьПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
285 тысяч казахстанцев получили адресную социальную помощь
Цифры и фото дня

285 тысяч казахстанцев получили адресную социальную помощь

26.11.2025
Загрузить еще

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Исламский банкинг в Казахстане: закон есть, но система не работает
Избранное

Исламский банкинг в Казахстане: закон есть, но система не работает

07.12.2025
Действительна ли молитва мусульманина, который курит?
Вопросы-ответы

Действительна ли молитва мусульманина, который курит?

07.12.2025
Катар выделит $8 миллионов на реконструкцию столичной мечети
Избранное

Катар выделит $8 миллионов на реконструкцию столичной мечети

06.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00