Происходящие в стране события, связанные с молодежью, ее поведением, ценностями все чаще вызывают тревогу и большие вопросы. Чем чреваты для страны эти процессы – наш разговор с экспертом в области образования, внештатным советником министра науки и высшего образования РК Нуркеном Халыкбергеном.
— Вы эксперт в области образования. На ваш взгляд, какую роль в воспитании гармонично развитой, ценностно ориентированной личности должна играть школа. И должна ли?
— Воспитание детей — это комплексный и сбалансированный процесс, в котором участвуют разные социальные институты: семья, государство в лице школы и общество. Каждый из элементов вносит свой уникальный вклад в формирование личности ребенка. Однако с появлением интернета и развитием технологий баланс изменился. Если элементы «школа и семья» остались прежними, то «общество» как социальный институт сильно трансформировалось и значительно усилило свое влияние на наших детей. На смену «друзьям, знакомым и соседям» пришли новые авторитеты из социальных сетей. Это незнакомые и зачастую неподтвержденные личности, выступающие в роли лидеров общественного мнения, коучей, тренеров и наставников, чья квалификация и опыт не всегда могут быть верифицированы. Они нередко распространяют деструктивные идеи и сомнительные методы саморазвития, что представляет собой серьезную угрозу для детей и молодежи.
В данном контексте стоит обратить внимание на опыт таких стран, как Китай и Узбекистан, где законами прописаны жесткие ограничения на образовательную деятельность таких наставников и мотиваторов. Им запрещено обучать или консультировать в сферах, где у человека нет подтвержденной квалификации и опыта. Эти меры позволяют снизить влияние деструктивных идей и защитить информационное пространство детей и общества в целом. Нам также необходимо внедрять подобные меры для защиты подрастающего поколения и информационной среды от непрофессионалов, которые могут навредить их психическому и социальному здоровью.
Что касается роли школы, я убежден, что сегодня казахстанская школа должна стать краеугольным камнем всей системы воспитания и образования. Через начальное и среднее образование проходят 100% населения Казахстана, тогда как высшее образование получают лишь около 60%. Это значит, что школа — тот фундамент, где происходит формирование личности, гражданская и социальная адаптация, получение базовых знаний и профессий. Здесь закладываются основы жизненных принципов и компетенций, которые остаются с человеком на всю жизнь.
Каждый гражданин, независимо от того, решит ли он получать высшее образование или нет, должен выходить из школы подготовленным к самостоятельной жизни. Концепция lifelonglearning (непрерывного обучения) позволяет любому человеку в любой момент его жизни возвращаться к системе образования , когда у него возникает потребность в повышении квалификации или получении новых знаний.
Современная казахстанская школа должна выполнять более широкие функции, чем просто передача академических знаний: не только формулы воды или и законы Ньютона, не только знания о фотосинтезе или функций высшей математики (синусы и косинусы) — школа должна развивать и давать жизненные навыки: критическое мышление, умение работать в команде, навыки финансовой и правовой грамотности, способность принимать обоснованные решения. Также важно дать ученикам профессиональные компетенции. Например, школьники могут получить базовые навыки программирования, управления автомобилем, основы профессий повара или электрика — то есть навыки, которые позволят им адаптироваться в любой жизненной ситуации.
Представим, что ребенок остался без поддержки семьи. Сможет ли он адаптироваться к жизни? Обладает ли он необходимыми базовыми навыками, чтобы выжить, развиваться и стать полноценным членом общества? Это вопросы, на которые современная школа должна уметь ответить. Мы должны создавать условия, в которых каждый школьник Казахстана сможет стать самостоятельным, социально адаптированным гражданином, способным обеспечить себя и свою будущую семью. Важно изучить и перенять лучшие практики других стран. В Финляндии и Германии школьное и профессиональное образование поставлено на высочайший уровень. Выпускники этих систем выходят из школы с ясным пониманием своих целей и с необходимыми знаниями и навыками для самостоятельной жизни. В США школьники, окончив школу, готовы жить самостоятельно и брать ответственность за свою жизнь, что формирует у них независимость и уверенность в своих силах.
Для достижения этих целей государству необходимо сосредоточить усилия на развитии системы среднего образования и профессионально-технической подготовки. Школа должна быть местом, где закладываются основные знания и жизненные навыки, которые помогут нашим детям адаптироваться к изменениям в мире, развиваться и строить успешную карьеру. Только так мы сможем создать качественный человеческий капитал, который станет основой для устойчивого развития нашей страны и общества.
— Вот, например, видит молодой человек из среднестатистической семьи «упакованного» родителями ровесника – элитное авто, бренды, часы и прочие признаки успешной жизни. Он знает, что папа этого ровесника в акимате работает. И все. Неокрепший ум начинает формировать соответствующие ценности. И никакая идеология тут не поможет.
— На мой взгляд, решение этой проблемы действительно существует, и здесь нам следует обратиться к опыту таких стран, как Норвегия, Финляндия и Швеция. В этих странах государство достаточно жестко регулирует проявление так называемого намеренного потребления (conspicuousconsumption). Этот феномен описывает поведение людей, которые демонстративно выставляют свое богатство напоказ, пытаясь подчеркнуть свою значимость через приобретение дорогих вещей, автомобилей, аксессуаров и других предметов роскоши. Это потребление формирует иллюзорные стандарты успеха и негативно влияет на общественное восприятие ценностей.
Одним из эффективных инструментов борьбы с этим явлением являются прогрессивные налоги. В Финляндии, например, налоговая система устроена так, что чем больше зарабатывает человек, тем больше он платит налогов. Это снижает стимулы к нарочитому потреблению и демонстрации богатства. Такая система позволяет регулировать финансовое поведение граждан и направлять средства на поддержку социальных программ и равенство возможностей.
Если мы говорим о применении таких мер в Казахстане, то здесь полезно рассмотреть и другую форму прогрессивного подхода — штрафы и наказания, привязанные к уровню дохода. Например, стандартный штраф в 18 тысяч тенге за превышение скорости сильно влияет на бюджет человека с доходом 300 тысяч тенге в месяц, тогда как для человека с зарплатой в 2-5 миллионов тенге эта сумма практически неощутима. В этом случае неравномерное воздействие штрафов теряет свою дисциплинирующую функцию.
Прогрессивные штрафы, как это практикуется в Финляндии, Дании и других странах, — это один из инструментов, который может быть внедрен для более справедливого и действенного регулирования нарушений. Если человек с высоким доходом платит штраф, привязанный к его заработку (например, 180 или 300 тысяч тенге вместо 18 тысяч), это создает реальный экономический стимул соблюдать правила. Применение такой системы также демонстрирует, что перед законом все равны, независимо от социального статуса и уровня дохода.
Но проблема потребления и демонстрации богатства не может быть решена исключительно экономическими мерами. Не менее важно формирование в обществе других стандартов успешной жизни. Государство должно продвигать и поощрять идеи, что успех измеряется не количеством дорогих вещей, а знаниями, навыками и вкладом в общественное развитие. Важно, чтобы молодежь видела примеры успешных людей, которые достигли высот благодаря своему труду, упорству и знаниям, а не из-за материальных привилегий или связей.
Приведу пример: в странах Скандинавии культивируется скромность и умеренность. Там успешные люди, даже крупные предприниматели и политики, предпочитают не выделяться чрезмерной роскошью. Это часть их культуры, при которой главное — личные качества, вклад в общество и социальная ответственность, а не материальные атрибуты успеха. Если мы будем развивать подобные ценности в Казахстане, подчеркивать важность нематериального благополучия и создавать положительные примеры для подражания, то постепенно сможем изменить восприятие успеха среди молодежи.
Для этого нужно переходить от слов к делу. Государство должно внедрять программы, направленные на поддержку общественных и образовательных инициатив, пропагандирующих честный труд и развитие личностных качеств. Пора создавать механизмы, которые поощряют стремление к знаниям и социальному вкладу, а не материальное обогащение и статусное потребление.
Кроме того, важно, чтобы сами лидеры мнений и представители власти демонстрировали те ценности, которые они пропагандируют. Молодежь должна видеть, что успех достигается не через связи и показное богатство, а через труд, честность и стремление к знаниям. Образование, наука, культура и искусство — вот те направления, которые должны стать фокусом государственной политики и идеологии.
— Я хотела бы поднять вопрос, скажем так, большого запроса в обществе на религиозность. Причем в эту систему втягиваются в буквальном смысле дети. Я часто вижу маленьких девочек в хиджабах. Ваше отношение к этому?
— Вопрос религии и религиозных атрибутов — это сложная и многогранная тема, требующая деликатного и аккуратного подхода. Религия играет важную роль в жизни многих людей, предоставляя им чувство психологической стабильности, моральные ориентиры и принадлежность к общине. Через соблюдение религиозных ритуалов и обрядов люди получают возможность обрести внутреннее спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Однако, как и в любом явлении, здесь существует тонкая грань между личной верой и показной демонстрацией религиозности. Важно понимать, что подлинная вера не нуждается в доказательстве через внешние атрибуты, будь то хиджаб, крестик, определенная прическа или другие элементы.
Что касается ношения хиджабов и других религиозных атрибутов детьми, это, конечно, личный выбор родителей. Однако стоит учитывать возможные риски и последствия. Во-первых, ношение таких атрибутов может потенциально привести к изоляции ребенка и выделению его среди сверстников, что усложняет процесс социализации и общения. Дети, которые сильно отличаются от своих сверстников, могут испытывать трудности в школьной среде, что, в свою очередь, приводит к развитию стереотипов и предубеждений. Это может способствовать формированию барьеров между детьми, создавая условия для сепарации и разделения общества на группы по внешним признакам.
В странах, где религиозные атрибуты принимаются как часть национальной культуры, такие проблемы, как правило, менее выражены. Однако в многонациональном и многоконфессиональном обществе, подобном нашему, важно учитывать возможные негативные последствия чрезмерной демонстрации религиозных отличий. Это может привести к дальнейшей стратификации общества и усилению социальных барьеров.
Стоит отметить, что религия должна быть осознанным выбором, который делается человеком на основе личных убеждений, а не только как следствие навязанных стереотипов или социальных норм. Когда выбор следования определенным религиозным традициям исходит исключительно от родителей, это лишает ребенка возможности самостоятельно формировать свои взгляды и убеждения. В идеале, ребенок должен получать разностороннее образование, которое позволит ему в будущем делать осознанный выбор на основе своих личных предпочтений и убеждений.
Многие эксперты подчеркивают, что жесткое навязывание религиозных символов или поведения в раннем возрасте может стать препятствием для полноценного развития личности. Дети могут испытывать внутренний конфликт, если их религиозная идентичность вступает в противоречие с их желанием интегрироваться в общество. Таким образом, важно создавать условия, при которых религиозная принадлежность не становится барьером для общения и не мешает ребенку развивать навыки взаимодействия с другими людьми.
Казахстан как многонациональное и многоконфессиональное государство должен учитывать обе стороны этого вопроса. Важно сохранить баланс, который позволит поддерживать культурное многообразие и свободу вероисповедания, при этом не создавая условий для разделения общества на страты по религиозному признаку. Мы должны способствовать формированию у детей понимания и уважения к различным культурам и религиям, создавая общество, в котором каждый человек сможет следовать своим убеждениям без угрозы дискриминации или изоляции.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что религиозные символы и атрибуты — это личный выбор каждого гражданина, но этот выбор не должен становиться причиной изоляции или ущемления прав ребенка. А также не должно происходить публичного навязывания или принуждения к выбору религии и соблюдению ритуалов и атрибутов. Государство должно ставить в приоритет интересы ребенка, обеспечивать разностороннее развитие детей, обеспечивать равные условия для всех, независимо от религиозных предпочтений. Религия должна оставаться личным делом человека и его осознанным выбором, а не инструментом навязывания воли отдельных групп или личностей.
— Как вы считаете, оправдана ли доктрина, согласно которой общество само способно регулировать свои ориентиры, и коллективное воспитание не нужно?
— Отвечая на этот вопрос, давайте вспомним уроки истории, а в частности про демократию. Абсолютной демократии не существует. История древней Греции, откуда демократия берет свое начало, показывает, что «власть толпы» без системы четких ориентиров и ценностей может привести к деградации общества и хаосу. Когда люди начинают руководствоваться лишь личными интересами и желаниями, а отсутствуют общие принципы и нравственные нормы, общество рискует утратить целостность и стать неуправляемым. Поэтому очень важно учитывать необходимость системы моральных ориентиров и ценностей, которые создают фундамент для гармоничного развития общества и поддержания общественного порядка.
Существует мнение, что общество способно самостоятельно регулировать свои ориентиры, без какого-либо внешнего вмешательства. Однако на практике это приводит к тому, что ориентиры начинают определяться самой активной, но не всегда позитивной частью общества. Если не будет системы, которая четко очерчивает границы допустимого и регулирует поведение, велик риск, что произойдет упадок моральных и культурных норм.
Коллективное воспитание — это инструмент, который помогает обществу устанавливать и поддерживать эти нормы, передавая их следующим поколениям. Например, в странах Скандинавии, таких как Швеция и Норвегия, большое внимание уделяется социальному воспитанию детей, где не только семья, но и государство играет важную роль в формировании моральных и этических принципов. Это позволяет минимизировать влияние отдельных деструктивных элементов и укреплять социальную стабильность.
Опыт показывает, что государства, где воспитание базируется только на частной инициативе и семьях, часто сталкиваются с проблемами моральной дезориентации молодежи и распадом социальных связей. В таких условиях дети и подростки, не имея четких ориентиров, легко попадают под влияние агрессивных идеологий или деструктивных культов.
Поэтому я считаю, что роль государства в регулировании системы моральных и культурных ценностей остается важной и необходимой. Коллективное воспитание, включающее в себя школу, общественные организации и культурные учреждения, создает устойчивый фундамент, который помогает поддерживать целостность общества и обеспечивает преемственность положительных традиций и принципов.








