Мыржакып Дулатулы (1885–1935) — писатель, публицист, мыслитель и один из ключевых идеологов национально-освободительного движения «Алаш». Его жизнь стала отражением эпохи пробуждения казахского самосознания, борьбы за образование, права и политическую субъектность народа.
Родившись 21 ноября 1885 года в местности Сарыкопа (Жангельдинский район Костанайской области), он с ранних лет тянулся к знаниям. Путь, начавшийся в степной глубинке, привёл его к роли одного из главных интеллектуальных лидеров казахской элиты начала XX века.
Формирование мировоззрения и первые шаги
Политическое сознание Дулатулы формировалось в Омске, где он познакомился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Бокейхановым — людьми, которые стали ядром будущего движения «Алаш».
Вместе они участвовали в подготовке Каркаралинской петиции (1905), ставшей первым массовым политическим обращением казахов к царскому правительству.
Первые публикации
Дулатулы начал литературную деятельность в первой казахской газете «Серке», изданной в Санкт-Петербурге. Хотя газета вышла всего в двух номерах, она стала стартовой площадкой для молодых алашевцев.
«Оян, Қазақ!» — книга, пробудившая поколение
В 1909 году в Казани вышел его сборник «Оян, Қазақ!» («Проснись, казах!»), который стал первым политико-публицистическим манифестом казахской интеллигенции.
Книга призывала к образованию, единству, осознанию национальных прав и исторической ответственности.
Реакция властей была моментальной:
— тираж полностью изъяли и уничтожили;
— автор подвергся преследованию и тюремному заключению.
Несмотря на давление, Дулатулы продолжал публицистическую работу, выпустив сборники «Азамат» (1913) и «Терме» (1915).
Первый казахский роман
В 1910 году в Оренбурге Дулатов издал роман «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), который считается первым романом в истории казахской литературы.
В нём впервые были затронуты вопросы свободы женщины, личного выбора и традиционного давления общества — темы, ставшие новаторскими для своего времени.
Газета «Қазақ» — интеллектуальный центр целой эпохи
С 1913 года он жил в Оренбурге, где вместе с Байтурсыновым издавал газету «Қазақ».
Газета стала главной интеллектуальной платформой движения «Алаш» — местом, где обсуждались реформы, наука, образование, язык, права народа и автономия.
Гражданская позиция и социальная ответственность
В 1913 году организовал первый в казахской истории фонд помощи голодающим «Жанар», демонстрируя практическую социальную ответственность.
В 1916 году вместе с лидерами «Алаша» он выступил против несправедливого царского указа о мобилизации казахов на тыловые работы, призывая сохранять порядок, но защищать права народа.
Алаш Орда и политическая деятельность
Дулатов стал одним из создателей политической программы партии «Алаш» и активным участником формирования автономного правительства «Алаш Орда».

Его публицистика оказала решающее влияние на формирование политической культуры казахского общества.
После установления советской власти Дулатулы продолжал работать преподавателем и журналистом, однако находился под постоянным контролем спецслужб.
В 1928 году ОГПУ арестовало Мыржакыпа Дулатулы.
В 1930 году он был приговорён к расстрелу, но затем наказание заменили на 10 лет лагерей. Он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В Соловецком лагере М.Дулатулы написал тюркско-русский словарь и учебник геометрии для казахских школ. Учебное пособие предназначалось для казахов, киргизов и других представителей тюркоязычных стран. Арестанты с рук переписывали его и распространяли, так как не знали жизненно важного русского языка.
Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. В заключении писатель тяжело заболел и умер 5 октября 1935 года.
Возвращение имени
Он был реабилитирован лишь в 1988 году. Согласно другим источникам, фактическая его реабилитация состоялась лишь в апреле-мае 2004 года, когда прокуратурой Алматы по заявлению внучатого племянника Дулатова было истребовано из архива ДКНБ по городу Алматы уголовное дело в отношении Миржакыпа Дулатова по обвинению по ст. 58-2 УК РСФСР.
В 1990 году Правительством Карельской АССР была создана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Миржакыпа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов.
А в сентябре 1992 года его останки были перенесены на родную землю — в окрестности Торгая.

В 2025 году, в честь 140-летия мыслителя, в Костанае был открыт памятник Мыржакыпу Дулатову при участии высшего руководства страны, что наглядно демонстрирует, как его наследие — от его призыва к пробуждению нации до его борьбы за программу «Алаш» — является ориентиром для современного Казахстана.
[caption id="attachment_165698" align="alignnone" width="800"]
Фото: Жаслан Жумабеков / пресс-служба Мажилиса








