В социальных сетях нередко появляются ролики, где посетители торговых центров моют ноги в раковинах — якобы для омовения перед намазом. Эти кадры вызывают жаркие споры: где заканчивается вера и начинается культура поведения?
Современное общество всё чаще сталкивается с вопросом не только религии, но и культуры поведения.
Плевки на улице, громкая брань, нецензурные выражения, грубость на дорогах — это стало обыденностью и отражением нашего общественного уровня и воспитания.
К этой же категории можно отнести и вопрос, вызвавший широкое обсуждение в общественности: мытье ног в раковинах общественных туалетов торговых центров, под предлогом религиозных причин.
Какова правильность подобного поведения в общественных местах подтолкнула нас к проведению анализа ситуации в других странах.
Верующие граждане объясняют такие действия религиозной необходимостью — действительно ведь перед молитвой мусульманину требуется совершить омовение.
Общественное мнение
Однако, как подчёркивают юристы и исламоведы, религиозные мотивы не могут служить оправданием нарушения санитарных норм и общественного порядка.
Мытьё ног в раковинах общественных туалетов не только вызывает у окружающих чувство отвращения, но и противоречит санитарным требованиям и функциональному назначению этих мест. Например, когда за человеком стоит очередь, и другие посетители вынуждены ждать или пользоваться соседними раковинами
Согласно Кодексу об административных правонарушениях РК (ст. 434), действия, нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, могут повлечь предупреждение или штраф. В данном случае подобные действия расцениваются как нарушение санитарных норм и общественной морали.
Иными словами, вопрос здесь не в вере, а в культуре её проявления. Религиозность не освобождает человека от ответственности за уважительное отношение к обществу.
Ислам о чистоте
В исламе омовение— это не просто гигиеническая процедура, а духовное очищение перед молитвой. Однако, как отмечают учёные, оно должно совершаться с достоинством и без причинения неудобства другим.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Чистота — половина веры» (Сахих Муслим).
Чистота невозможна там, где человек причиняет неудобства другим. Имам ан-Навави писал: «Истинная чистота — это не просто омовение тела, а очищение от действий, приносящих вред другим людям».
Согласно шариату, омовение совершается в чистом месте, не связанном с нечистотами (наджас). Поэтому использование раковин, предназначенных для умывания лица или рук, противоречит исламским принципам уважения к чистоте и общественному порядку.
Как это решают в исламских странах
Проблема омовения в общественных туалетах торговых центров решена во многих исламских странах — и там подобные действия считаются административным нарушением или религиозным проступком.
Саудовская Аравия. В мечетях, аэропортах и государственных учреждениях строго запрещено совершать омовение вне специально отведённых зон (wudu area). Нарушение может повлечь предупреждение от религиозной полиции (хайя) или штраф за нарушение санитарных норм.
ОАЭ (Дубай, Абу-Даби). Мытьё ног в общественных туалетах торговых центров или отелях рассматривается как неприличное поведение (Public Decency Offence). Нарушителю может быть вынесено устное предупреждение, а в повторных случаях — административный штраф до 500 дирхамов.
Индонезия. В мечетях и общественных местах омовение разрешено только в специально оборудованных зонах. В Джакарте за нарушение санитарных правил могут оштрафовать администрацией здания. В исламских университетах действует отдельное правило: «Омовение — акт веры, но и ответственности».
Малайзия. В торговых центрах и аэропортах установлены «омовальные станции» рядом с молельными комнатами. Нарушение правил гигиены влечёт предупреждение и, при необходимости, временное ограничение доступа в зону молитвы.
Турция. В мечетях и религиозных учреждениях созданы отдельные блоки для омовения (abdesthane). Если кто-то совершает омовение вне отведённого места (например, в туалете или умывальнике), ему может быть сделано замечание служителем мечети, а в общественных зданиях — наложен административный штраф по санитарным нормам.
Таким образом, даже в странах, где ислам является государственной религией, соблюдение общественного порядка и уважение к другим людям остаются приоритетом.
Альтернатива и разумный подход
Если в общественном месте нет условий для омовения, ислам допускает использование альтернативных способов.
Таяммум — сухое омовение, совершаемое при отсутствии воды или возможности ею пользоваться. Этот способ узаконен в шариате и не уменьшает духовной ценности молитвы.Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Мне даровано пять особенностей, которых не было никому до меня… и земля сделана для меня чистой и пригодной для омовения» (Бухари, Муслим).
Это значит, что ислам не требует создавать неудобства другим ради совершения обряда — наоборот, он поощряет здравый смысл, умеренность и уважение.
Вера и культура — не противоположности
Сегодня в Казахстане многие мечети, аэропорты и даже ТРЦ уже оборудованы молельными комнатами с зонами омовения.
Такие решения показывают, что исламская традиция может гармонично сосуществовать с современным городским пространством.
Если человек действительно стремится к чистоте — и телесной, и духовной — он проявит это прежде всего через уважение к окружающим.
Омовение — это не только вода на коже, но и чистота сердца, намерений и поступков.
Истинный мусульманин не только молится, но и заботится о том, чтобы его вера не причиняла неудобств другим.
Поэтому мытьё ног в раковинах общественных туалетов — не проявление религиозности, а признак низкой культуры.
Ни Коран, ни Сунна, ни Шариат не оправдывают действия, нарушающие общественный порядок и вызывающие отвращение у людей.
Вера и культура должны идти рядом — так, как это делается во многих исламских странах.
В Казахстане всё больше общественных мест оборудуются комнатами для молитвы и омовения — это показывает, что религиозные потребности могут быть удовлетворены без нарушения общественных норм».
«Истинная чистота — это не только вода, но и уважение. Ведь вера начинается с отношения к ближнему».










