Благотворительность и социальное служение являются не просто желательными действиями, но и фундаментальным столпом исламской веры, пронизывающим всю ее социальную доктрину.
Ислам как религия имеет созидательный характер, ставя своей целью служение человеку и обществу на протяжении всей жизни — как в духовном, так и в материальном аспектах, что нашло свое выражение в теологических принципах и устойчивых экономических институтах.
1. Ихсан и Плоды Садака
Ислам утверждает благотворительность как один из величайших видов поклонения и средство приближения ко Всевышнему Аллаху. Ключевым понятием здесь выступает Ихсан (творить прекрасное), которое шире, чем просто материальная помощь. Оно включает в себя все благие деяния, в том числе нематериальные аспекты добродетели: прощение, терпение и даже доброе слово. Коран (28:77) призывает человека творить прекрасное, поскольку Аллах Сам даровал ему все земные блага.
В Коране раздача имущества нуждающимся упоминается прежде намаза и Закята, что указывает на особую важность и возвышенность этого деяния. При этом, в отличие от обязательного Закята (третий столп Ислама), Садака (добровольное пожертвование) не имеет строгих условий и совершается свободно.
Коран подчеркивает, что пользу от добродеяния человек получает сам, достигая особой степени душевного равновесия и счастья.
Всевышний гарантирует воздаяние и возмещение (34:39). В этом мире Садака не только приносит Баракат (благословение), приумножая богатство, но и «гасит гнев Господа» (Хадис), отводит беды и служит прощением грехов. В Будущем мире милостыня (даже «половинка финика») становится защитой от Ада и гарантирует укрытие в Тени Аллаха в Судный день.
Надо отметить, что благотворительность направлена на укрепление общественного здоровья и поддержание баланса между социальными слоями, препятствуя вражде между богатыми и бедными.
Посланник Аллаха ﷺ сравнивает мусульман с «единым организмом»: если один член общества испытывает боль, это чувствует весь организм. Здоровое общество требует, чтобы состоятельные люди помогали неимущим, приводя отношения к равновесию.
Коран четко определяет приоритеты для Ихсана. Первейшая душевная обязанность — Родители (их добродеяние приравнено к поклонению Аллаху), затем следуют близкие, сироты, бедняки, соседи (близкие и дальние), путники и другие нуждающиеся.
2. Институт Вакуфа
Практическая реализация социальной работы в исламе на протяжении столетий осуществлялась через уникальный и устойчивый институт Вакуфа (Вакфа).
Справочно: Вакуф (от араб. «остановка, приостановление») — это неотчуждаемое имущество (земля, здания, торговые лавки), переданное на религиозные или благотворительные цели. Ключевое свойство: бессрочность и невозможность отчуждения или наследования.
Сегодня Вакуфы стали материальной базой мусульманских общин, обеспечивая функционирование всей социальной инфраструктуры и беря на себя часть функций государства: от финансирования мечетей и медресе до строительства больниц, дорог, мостов и систем водоснабжения.
В Османской империи к XIX веку около трети всех земель относилось к вакфам. Их эффективность была столь высока, что вакфы учреждались даже немусульманами (зимми).
Помощь, оказываемая через вакуф, часто была анонимной (ни дающий, ни получающий не знали друг друга), что способствовало социальной стабилизации и устраняло у состоятельных лиц чувство превосходства.
Существует версия, что институт вакфа послужил образцом для института доверительной собственности (trust) в английском праве. Сегодня эта модель, которая существовала в исламе испокон веков, активно возрождается в таких странах, как Турция, Кувейт и Малайзия, доказывая, что она является актуальной, устойчивой и опережающей время моделью социально-экономического функционирования.









