Африка становится главным плацдармом для «Исламского государства» (ИГ — запрещена в Казахстане решением суда). По данным Совета Безопасности ООН, сегодня ячейки группировки действуют как минимум в восьми странах: Буркина-Фасо, Камеруне, Мали, Нигере, Нигерии, Сомали, Мозамбике и Эфиопии.
Несмотря на международные усилия, террористы укрепляют позиции, используя слабость государственных институтов, социальные кризисы и современные технологии.
Увы изначально ячейки ИГ не были своевременно выявлены и уничтожены военными силами африканских стран, но и смогли зацепиться, адаптироваться и усилится в проблемных регионах Африки.
Методы и ресурсы
ИГ активно использует слабость государственных институтов и разочарование населения в официальных властях.
Основные источники доходов:
— «налогообложение» мирных жителей;
— контрабанда и вывоз полезных ископаемых;
— вымогательства и нелегальная торговля.
ИГ использует недовольство населения, а также местные религиозные институты для вербовки.
В отдельных случаях, платформой для появления в странах ячеек ИГ стали различные террористические группировки. К примеру, появление ИГ в Нигере стало группировка «Лакурава», которые присягнули на верность ИГ. Ее особенность была в том, что «Лакурава» выполняло роль защитников населения от угроз со стороны бандитов, чем заслужило авторитет среди мирных жителей. Однако постепенно группировка трансформировалась в радикальную — боевики стали насильно насаждать джихадистскую идеологию, вербовать молодежь, призывать население игнорировать официальные власти и совершать нападения в Нигере и Нигерии.
Свое распространение ИГ в Нигерии получило за счет присяги лидера террористической группировки Боко Харам. В дальнейшем группировка разделилась на сторонников ИГ и Боко Харам и в настоящее время это две непримиримые группировки, которые воюют между собой. Сейчас в Западной Африке (Нигерия) группировка превратилась в «активный источник террористической пропаганды», привлекая боевиков в основном из региона. Власти страны отмечают ежедневные атаки боевиков ИГ в провинции Борно. Раидкалам удается зарабатывать миллионы долларов при помощи налогообложения мирных жителей, вымогательства, контрабанды и продажи полезных ископаемых.
Сложная ситуация в Сомали, где с 2007 года ведется борьба с «Аш-Шабаб» и ИГ.
Усиление активности с 2024 года наблюдается в Мозамбике. По данным Совбеза ООН, на январь 2024 года на стороне группировки сражались около 200 боевиков. А уже в марте организация оценивала численность филиала ИГ в 350 радикалов. При этом СМИ Мозамбика утверждали, что в рядах МТО воюет в два раза больше террористов. Их усиление происходит на фоне частичного вывода войск СРЮА из Мозамбика из-за проблем с финансированием. Страну уже покинули военнослужащие из Анголы, Намибии и Ботсваны. Только Руанда пообещала перебросить подкрепление в Мозамбик.
В результате масштабной военной операции властями Эфиопии, были задержаны 82 радикала. Подозреваемые занимались распространением пропагандистских материалов, а также принимали активное участие в финансировании и логистическом содействии ИГ в Африке. Руководство ИГ поручило местным идеологам радикализировать уязвимые группы населения и внедриться в религиозные учреждения Эфиопии, чтобы использовать их в качестве платформ для вербовки и идеологической обработки.
Ранее боевики ИГ попытались совершить теракт в Уганде. Как сообщается, смертница и управлявший мотоциклом ее сообщник подъехали к одной из церквей, в которой должна была пройти служба с большим количеством прихожан. По неизвестной причине СВУ на теле женщины сработало во время движения. По одной из версий, смертница испугалась военных, которые охраняли церковь, и совершила самоподрыв.
Международная реакция
— ООН и Африканский центр стратегических исследований предупреждают: Африка стала эпицентром терроризма.
— В 2023 году на континент пришлось 48% всех погибших в мире от терактов (данные Контртеррористического комитета ООН).
— В Сахеле число атак, связанных с ИГ и «Аль-Каидой», выросло на 32% за год (ACLED).
Наталья Герман, глава Исполнительного директората Контртеррористического комитета ООН, подчеркнула, что именно Африка несет самые большие потери: «На континент приходится более половины жертв террористических атак в мире».
Важно подчернуть, что появлении ячеек ИГ в Африке, эксперты ООН начали бить тревогу, предупреждая , что боевики ИГ используя политическую нестабильность в Африке могут стать одной из транснациональную угрозу.
Ранее в докладе Совета Безопасности ООН отмечается возрождение активности боевиков в Сахеле — в частности, в Буркина-Фасо, Мали и Нигере.
Информационная активность
Помимо активной террористической активности ИГ в странах Африки, стоить отметить его проводимую масштабную информационную работу, с вещанием не только на страны Африки, но на весь мир.
Сегодня африканские филиалы стали самыми плодовитыми производителями пропагандистских материалов, которые продолжают привлекать новых сторонников со всего мира. Большая часть видеороликов ИГ снимается и выпускается филиалами ИГ в Африке.
Ливия вновь под угрозой
В сентябре т.г. идеологи ИГ объявили о своем намерении вернуться в Ливию, для возобновления террористической деятельности. В своем заявлении боевики также подчеркнули, что ввиду близости Ливии к южным границам Европы, они смогут создать ей угрозу, или, как минимум, отвлечь ее внимание от других, угрожающих ей факторах, там самым ослабив ее безопасность.
Одной из причин своего будущего успеха, по их мнению, они видят в прозрачности южных границ страны, что даст им возможность контактировать с такими же джихадистами из Чада, Нигера и Мали.
По словам Владимира Воронкова, главы Управления ООН по борьбе с терроризмом, в Ливии были выявлены логистические и финансовые сети, связанные с ИГ в Сахеле.
Расширение деятельности ИГ в Африке подтверждает: террористическая угроза не знает границ. Слабость государств, социальные кризисы и новые технологии делают континент ключевым плацдармом джихадистов. Международное сообщество должно учитывать этот фактор в стратегиях по борьбе с экстремизмом — от поддержки африканских стран в сфере безопасности и развития до противодействия радикальной пропаганде в интернете.
Сегодня Африка стала эпицентр ом терроризма. Если раньше центральное руководство в Сирии и Ираке поддерживало новые африканские филиалы, то теперь именно ISWAP (Западноафриканская провинция ИГ) и другие подразделения стали источником ресурсов для глобальной сети.
Из ISWAP средства перенаправляются в Сахель, Северную Африку и Судан. Параллельно «Аль-Каррара» в Сомали курирует финансирование группировок в Восточной и Южной Африке, а также на Ближнем Востоке.










