Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Хиджаб и закон: мировой опыт и казахстанский путь

19.09.2025
в Избранное, Ислам, Статьи
0
135
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

В последние годы вопрос ношения хиджаба в Казахстане стал предметом оживлённых дискуссий — от школьных классов до залов суда. Одни считают его проявлением личной свободы и права на вероисповедание, другие — вызовом принципам светскости государства. Законодательные ограничения, введённые в стране, поставили Казахстан в один ряд с государствами, где религиозная одежда строго регулируется.

Как же регулируется этот вопрос в других странах?

Европейские государства в большинстве случаев выступают за ограничение религиозной одежды в публичной сфере. К примеру, Франция первой пошла по пути жёсткой секуляризации. В 2004 году в школах запретили хиджаб, а в 2010-м — бурку и никаб на улицах.

За ней последовали Бельгия и Австрия, где запрещена одежда, закрывающая лицо.

В Нидерландах действует «частичный запрет»: бурку и никаб нельзя носить в школах, больницах и транспорте.

В Германии ситуация неоднородная: одни земли ограничили ношение хиджаба учителями, другие разрешают. Но федеральный закон запрещает госслужащим закрывать лицо во время работы.

Таким образом, европейская практика показывает, что речь идёт не столько о запрете хиджаба, сколько о защите принципа светскости и возможности идентифицировать человека в обществе.

Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

05.12.2025
Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса

Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса

05.12.2025

В странах Ближнего Востока картина прямо противоположная.

В Иране и Афганистане хиджаб обязателен по закону. Нарушение может обернуться штрафами и даже арестом.

В Саудовской Аравии долгие годы существовала строгая норма ношения абайи и покрытой головы, но в последние годы правила несколько смягчились для иностранок.

Совсем иной путь выбрала Турция. Там в XX веке хиджаб был под запретом в школах и госучреждениях. Но начиная с 2013 года, эти ограничения были сняты — теперь ношение платка разрешено даже в парламенте и полиции.

Страны СНГ

Расмотри соседние Казахстану государства, которые также идут по пути регулирования ношения религиозной одежды.

В Узбекистане и Таджикистане власти жёстко ограничивают ношение хиджаба и никаба, считая их «чуждыми традициями». В Таджикистане женщин даже штрафуют за его ношение.

В Кыргызстане вопрос остаётся предметом общественных дискуссий, но запрет на законодательном уровне отсутствует.

В Российской Федерации нет запрета на ношение хиджаба в школах. Но регионы могут самостоятельно определять свои правила. Так, в 2013 году Верховный суд подтвердил законность запрета хиджаба в школах Ставропольского края. В других регионах ограничений меньше, и всё зависит от позиций местных властей.

Казахстан выбрал наиболее оптимальный путь: хиджаб в школах ограничен уставами, а в 2025 году на государственном уровне запрещена одежда, закрывающая лицо. При этом, обычный платок в повседневной жизни не попадает под ограничения.

Сравнительный анализ показывает, что подходы к религиозной одежде варьируются от полной обязательности (Иран, Афганистан) до полного запрета (Франция, Бельгия). Казахстан пытается удерживать баланс между светским характером государства и правом граждан на свободу вероисповедания.

Но главный вопрос остаётся открытым: где заканчивается свобода личности и начинается интерес государства? И ответ на него у каждой страны свой.

Итак, в разных странах хиджаб трактуется по-разному — от символа идентичности и религиозного долга до вызова светскому порядку или даже угрозы национальной безопасности. Страны Европы ставят во главу угла принципы секуляризма и равенства в публичной сфере, страны Ближнего Востока — религиозные нормы и традицию, государства Центральной Азии — собственное понимание национальной идентичности и «культурного кода».

Казахстан, находясь на пересечении Востока и Запада, ислама и светскости, вынужден искать «золотую середину». Принятые законодательные нормы не вводят полный запрет на хиджаб, но устанавливают чёткие правила для образовательных учреждений и одежды, скрывающей лицо. Такой подход позволяет государству сохранять баланс: с одной стороны, обеспечивать порядок и единые стандарты, с другой — не ограничивать свободу вероисповедания в повседневной жизни.

Сегодня хиджаб в Казахстане стал не просто элементом одежды, а своеобразным маркером границы между личной свободой и интересами общества. Таким образом, регулирование ношения хиджаба в Казахстане отражает стремление государства к сохранению светского характера общества и одновременно к уважению права граждан на свободу вероисповедания.

Принятые нормы позволяют избежать крайностей — как полной обязательности, так и тотального запрета, и формируют единые правила для образовательной и публичной сферы.

Мировая практика показывает, что универсального решения этого вопроса не существует: каждая страна вырабатывает собственный подход в зависимости от исторических традиций, религиозного состава населения и государственной политики.

В свою очередь, для Казахстана важнейшей задачей остаётся поиск баланса между личной свободой и общественными интересами, а также поддержание атмосферы межконфессионального согласия и взаимного уважения. Именно этот путь представляется наиболее оптимальным для обеспечения социальной стабильности и дальнейшего развития страны.

 

Мерекегуль Карабаева

Аналитик ТОО «Центр изучения религий»

Тэги: Мерекегуль Карабаевахиджаб в КазахстанеХиджаб в школеХиджаб и закон
Поделиться3Твитнуть2ПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

Мы ответственны за свой жамаат перед Всевышним и обществом
Интервью

Мы ответственны за свой жамаат перед Всевышним и обществом

17.07.2025
Загрузить еще
Следующий пост
В Туркестане завершили программу реинтеграции детей-репатриантов из зон конфликтов

В Туркестане завершили программу реинтеграции детей-репатриантов из зон конфликтов

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения
Новости

В Шымкенте пройдут антитеррористические учения

05.12.2025
Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов
Избранное

Казахстанские миротворцы обезвредили более 1000 взрывоопасных предметов

05.12.2025
Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса
Избранное

Геннадий Головкин включен в Международный зал славы бокса

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00