С 12 июля 2025 года в Казахстане вступили в силу поправки в Закон «О профилактике правонарушений», запрещающие ношение в общественных местах одежды, полностью скрывающей лицо. Речь идет о предметах одежды, таких как никаб, балаклава или маски, препятствующих идентификации личности. При этом религиозные головные уборы, не закрывающие лицо (например, хиджаб), не попадают под запрет.
В чём суть новых норм?
Согласно изменениям, теперь в Казахстане в общественных местах запрещено:
— носить одежду, закрывающую лицо и затрудняющую идентификацию;
— использовать маски, никабы, балаклавы без уважительной причины.
Разрешено закрытие лица в следующих случаях:
— по медицинским показаниям;
— по погодным условиям;
— в рамках служебных и трудовых обязанностей;
— в целях гражданской защиты;
— на спортивных или культурно-массовых мероприятий;
— при ношении религиозной одежды, если лицо остаётся открытым.
Безопасность и идентификация
Основная цель поправок — укрепление общественного порядка через возможность быстрой и точной идентификации личности. В мировой практике отмечались случаи, когда одежда, скрывающая лицо, использовалась для преступной деятельности, в том числе побегов, ограблений и террористических актов.
Мировой и региональный контекст
Казахстан не является исключением: аналогичные меры действуют во многих странах:
Франция (2010),
Таджикистан (2017),
Узбекистан (2023),
Кыргызстан (2025),
Бельгия, Швейцария, Австрия, Голландия и другие.
Во всех этих странах такие меры оправданы соображениями общественной безопасности, а не религиозного давления.
Религиозный аспект: никаб ≠ хиджаб
Важно различать:
— Хиджаб — покрытие головы и тела, при котором лицо открыто. Он является распространённой практикой среди мусульманок и не запрещён в рамках новых норм.
— Никаб — покрытие, закрывающее лицо (иногда полностью), которое не является обязательным в исламе, а носит региональный или культурный характер.
Путаница в СМИ между этими терминами вызывает недопонимание и тревогу среди мусульман.
Позиция ДУМК
Духовное управление мусульман Казахстана поддержало законодательную инициативу:
«Запрет на одежду, скрывающую лицо, не направлен против религии. Он продиктован необходимостью общественной безопасности и не ограничивает свободу вероисповедания. Ислам призывает к соблюдению порядка, мирному сосуществованию и уважению законов страны», — говорится в официальном обращении.
ДУМК подчёркивает, что:
— в Коране (сура «ан-Нур», 31-аят) предписано скромное покрытие, но не закрытие лица;
— в хадисе от Абу Дауда Пророк ﷺ указывает, что лицо и кисти рук могут оставаться открытыми;
— никаб не является частью казахских религиозных традиций, а скорее заимствованной практикой;
— стабильность, единство и порядок являются важнейшими исламскими ценностями наряду с духовностью.
Что можно и нельзя:
| Разрешено | Запрещено |
| Хиджаб, химар, шейла (лицо открыто) | Никаб, бурка, балаклава (лицо закрыто) |
| Медицинские маски | Маскировка без причины |
| Одежда при сильном морозе | При отсутствии обоснования |
| Балаклава на стройке или мотоцикле | Покрытие лица в общественных местах без необходимости |
Важно понимать: что новые поправки в Закон не направлены против религиозных убеждений граждан, а служат задачам общественного порядка и гражданской безопасности.
Как показывает международный опыт, сохранение светских принципов и уважение к религии — это не противоположности, а взаимодополняющие основы устойчивого общества.








