Вопрос: Имеет ли Всевышний туловище, голову и руки, или это заблуждения салафитов. Что действительно правда?
Ответ: Уа алейкум ас-салам! Нет, у Всевышнего нет туловища, головы и рук в буквальном смысле. Исламское вероучение категорически отрицает телесность Аллаха. Понимание таких понятий, как «рука» (йад), «лицо» (ваджх) или «глаз» (айн) применительно к Аллаху, следует интерпретировать как аллегорию или метафору. Согласно большинству исламских богословов (включая ахлю-сунна ва-ль-джамаа), такие описания указывают на атрибуты (сифаты) Аллаха: к примеру, «рука» — Его сила и могущество, лик — Его сущность, глаз — Его знание и всеведение.
Основой вероучения является принцип таухида (единобожия), который утверждает, что «нет ничего подобного Ему». Слово «ничего» подразумевает ни одно из творений, созданий, понятий и слов.
Буквальное понимание понятий «рука», «лик», «глаза», «голень» может привести к антропоморфизму и в понимании малограмотных мусульман сформировать Всевышнего как нечто телесное и похожее на творение. В дальнейшем это приведет к воссозданию образа и к изваянию идолов. К тому же, не все салафиты утверждают о наличии телесных качеств у Аллаха, есть и те, кто применяют аллегорический подход к пониманию некоторых аятов. Проблема возникновения понятий наличия у Аллаха телесных качеств появилась тогда, когда тексты исламских первоисточников стали переводиться на другие языки мира. К сожалению, те термины, которые понимались арабами без вопросов, так как применялись на постоянной основе и были ясны, при переводе на другие языки стали интерпретироваться буквально. К примеру, первый аят из суры «Мульк», где Аллах говорит, что в Его руках власть. Данный аят никак не возможно понимать буквально, так как сам текст имеет аллегорическое понимание. Или же аят Корана, где повествуется о клятве сподвижников в местечке Ридван. Аллах говорит: «Рука Аллаха над их руками», что в действительности говорит о согласии Аллаха с клятвами сподвижников данные пророку Мухаммаду (мир ему).
В исламском вероучении есть школа, которая говорит о недопустимости применения аллегории к иносказательным текстам. Однако последователи данного направления не переводят текст с арабского и используют термины исключительно на арабском языке, так как их перевод на другой язык может интерпретироваться как орган или часть тела. Имам Абу Ханифа даже выносил вердикт о недопустимости перевода термина «йад» (рука) на персидский язык, так как в персидском языке слово «рука» имеет лишь одно значение – орган тела. Аллах же не является телом, которое по мнению Абу Ханифы ограничено в пространстве и имеет начало и конец.
Аллаху ведомо больше!








