В июне Президент Казахстана подписал закон, официально запрещающий ношение одежды, закрывающей лицо в общественных местах. Почему понадобилась эта инициатива и как обстоят дела с подобными запретами в других странах? Об этом рассказал глава Центра по изучению религий г. Астаны Ерлан Ергалиев.
Никаб, как прикрытие для преступлений
По словам Ерлана Ергалиева, одежда, полностью закрывающая лицо, включая никаб и паранджу, в международной практике нередко использовалась для сокрытия личности при совершении преступлений.
Например, в Дагестане после июльских нападений в 2024 году был временно запрещён никаб, поскольку один из нападавших планировал использовать его для побега. Также всем известны случаи в Иордании, когда были зафиксированы около 170 преступлений, в которых мужчины переодевались в женскую одежду (в том числе в никаб и химар), чтобы грабить банки и нападать на полицию. Кроме того, в США был мужчина, известный как «бурка-бандит», ограбил банк, переодевшись в бурку.
«Эти примеры показывают, что такая одежда может использоваться в преступных целях, независимо от пола», — отмечает эксперт.
Безопасность и возможность идентификации
По словам Ергалиева, запрет на ношение одежды, закрывающей лицо, необходим для обеспечения национальной безопасности и идентификации личности.
«Закрытое лицо затрудняет последующее опознание человека. Судебно-медицинские экспертизы доказали, что такая одежда влияет на акустические характеристики речи, что также мешает идентификации по голосу», — говорит глава Центра по изучению религий.
Поэтому эксперт считает поправки к законодательству обоснованной мерой, направленной на обеспечение общественной безопасности.
Как к никабу относятся в Центральной Азии?
Решение Казахстана соответствует общему региональному тренду.
Так, в Кыргызстане с января 2025 года вступил в силу запрет на никаб, обоснованный защитой национальной идентичности и безопасности. Узбекистан — с 2023 года действуют ограничения на закрывающую лицо одежду. Таджикистан — ещё в 2017 году ввёл запрет на исламскую одежду, включая никаб, как «не соответствующую национальной культуре».
«Таким образом, Казахстан — не исключение, а часть более широкого регионального и международного движения», — отметил собеседник.
Мировая практика
По словам Ергалиева, запреты на закрывающую лицо одежду действуют не только в Центральной Азии, но и по всему миру:
Европа:
— Франция (2010),
— Бельгия (2011),
— Австрия (2017),
— Дания (2018),
— Нидерланды (2019),
— Швейцария (2021).
Африка:
— Камерун (2015),
— Чад (2015),
— Тунис (2019).
Азия:
— Шри-Ланка (2019),
— Китай (2017).
Отметим, что во всех этих странах запреты объясняются необходимостью обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом и возможностью установления личности.