От пятничных проповедей до споров о хиджабе и казахских традициях рассказал в интервью главный имам Атырауской области Абу Болатбек Уласканулы.
— Расскажите немного о себе?
— Я уроженец Кызылординской области, квалифицированный специалист с международным опытом, имею два высших образования – Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак города Алматы, где получил степень бакалавра переводческого дела, магистра арабской филологии. Также имею диплом специалиста госуправления. Кроме того, собираюсь защитить диссертацию на соискание степени доктора PhD.
Будучи студентом Нур-Мубарак, начал работать переводчиком-референтом ректора, позже – его помощником по административным и международным делам, а затем руководил аппаратом этого высшего заведения.
В общей сложности проработал в университете 10 лет. За годы учебы и работы успел пройти стажировку в Египте, Катаре, Малайзии, занимался преподавательской деятельностью.
В 2018 году, вернувшись в родной город, возглавил мечеть «Ақмешіт-Сырдария» Кызылординской области. В 2023 году назначен главным имамом мечети «Байкен» Бостандыкского района города Алматы, а с февраля 2025-го – центральной мечети «Имангали» Атырауской области.
— Как формируются пятничные проповеди в мечетях
— Темы пятничных проповедей во всех мечетях Казахстана утверждаются ДУМК. В основном затрагиваем социальные темы, призываем к миру, терпению и толерантности. Именно эти общечеловеческие ценности являются основой межнационального и межконфессионального согласия в нашей республике, способствуют духовному оздоровлению общества и нравственному воспитанию молодёжи.
— Болатбек Уласканулы, когда вы решили посвятить себя служению Аллаху?
— Впервые я переступил порог мечети в совсем юном возрасте, в 10 лет. В 1992 году после распада СССР в нашей стране началось активное строительство мечетей. На Байконуре, где мы жили, в конце нашей улицы стояло административное здание, которое решили реорганизовать в мечеть. Туда пришел молодой имам, и многие горожане стали его посещать, в том числе и мои родители. Вот с этих пор и начался мой духовный путь. Сначала я ходил в мечеть как ученик, а когда окончил школу, главный имам предложил мне стать муэдзином и наиб-имамом в мечети «Жәрімбет ишан» города, чтобы читать намаз. В местной мечети я прослужил до 21 года, и в 2003 году решил получить высшее образование по этому направлению.
-В нашей области вы всего пять месяцев. С чего начали свою работу в качестве главного имама?
— Прежде всего, объездил районы, изучил, как там ведется работа в мечетях, совершал кадровые рокировки. В целом в 54 мечетях области служат 150 священнослужителей. Скоро откроются еще три – одна в Алмалы и две в Курмангазы.
Хочу отметить, что здесь ощущается кадровый голод, нежели на юге или востоке нашей страны. Еще во время работы в университете я заметил, что студентов из западных регионов Казахстана было намного меньше, чем из других областей.
Поэтому сейчас мы привлекаем выпускников медресе, также каждый вечер в мечетях ведутся уроки среди прихожан: учим их предписанному исламскому этикету: хорошим манерам, нравственности, приличию, человечности. Объясняем необходимость придерживаться традиционного исламского пути наших предков — самого верного и правильного, которому уже более 13 веков.
— Как вы прокомментируете ношение хиджаба, о котором уже несколько лет муссируется в прессе? Ношение никаба (полностью закрытая одежда, оставляющая лишь прорези для глаз) или бурки (закрывает и глаза)? Или то, что мужчины носят короткие штаны и длинные бороды? А еще то, что стали часто употреблять некоторые «заморские» слова, например, вместо «ауыз ашар» – «ифтар»?
– Никаб никогда не был традиционной одеждой для женщин Казахстана. Да, во всех четырёх мазхабах ислама говорится, что женщины должны закрывать определённые части тела от посторонних взглядов. Но не лицо. В казахском языке нет даже таких слов, как «никаб», «бурка», а есть совершенно другие названия народной одежды. На голове должен быть платок, но закрывать все лицо до глаз в никаб — это не наша традиция. Казахи раньше не закрывали лицо. Наши матери носили кимешек и платок, длинные платья с камзолом, украшения в национальном стиле. Думаю, мы должны прийти к этому. Нужно сохранить национальную идентичность, а не поддаваться различным течениям. Казахи признали великого пророка Мухаммада последним посланником Аллаха, хадисы, при этом, не забыв про свои традиции и обычаи, которые не противоречат религии.
Что касается бороды. Все пророки их носили, просто за ней нужно ухаживать, она должна быть аккуратно постриженной, чтобы не пугать окружающих. О длине брюк: на мой взгляд, это просто дань моде, никакого религиозного толка не несет.
— В продолжение темы одежды. С какого возраста можно покрывать девочке голову платком? Она же ходит в школу.
— Да, этот вопрос тоже время от времени бурно обсуждается. У девочек есть определенный возраст, когда на них надевают платок – это с 9-12 лет. Но мы — светское государство, и школьная форма обязательна для всех. Однако мне кажется, что эта проблема больше раздута.
Недавно в одном из районов области я встречался с представителями госучреждений. И среди них была представительница районного отдела образования, которая была уж слишком категорична в этом вопросе. Как имам, хочу сказать, что в вопросах религии не должно быть категоричности. Любая религия учит терпимости, толерантности и мирному сосуществованию. В любом вопросе нужно находить компромиссы.
Мое мнение: администрация школы может разрешить девочкам — вместе со школьной формой — носить на голове платок. На мой взгляд, это не нарушит школьный устав. Лично я думаю, что нам нужно открывать отдельные школы для девочек. Ведь они тоже являются гражданами Казахстана и имеют такие же равные права, как и все.
В одно время депутат Мажилиса Айгуль Куспан, приводя пример Франции, предложила взять их формулу: открывать госшколы и частные религиозные. В религиозных школах, наряду с госпрограммой, будут изучать и такие предметы, как Коран или Библия. Было бы хорошо, если бы государство наполовину их финансировало.
— Вы с юных лет решили отказаться от мирской жизни и посвятить служению Аллаха. Не жалеете об этом?
— Есть такая притча. К одному служителю церкви пришел прихожанин и спросил: не жалеет ли он о своем выборе? Ведь не обязательно быть священником, чтобы жить по закону, не совершать плохих поступков и ходить в мечеть. Господь милостив, всех прощает. На что священник ответил: «Всевышний милостив к тебе в этом мире, а что ты скажешь ему, когда придет время предстать перед Ним? Служа Богу, я заслуживаю его милость, как в этом мире, так и в том». Так что у каждого свой путь. Я с раннего возраста взращивал в своем сердце и душе веру в Аллаха, и у меня нет никаких сомнений и сожалений. У пророка есть хадис: Аллах не смотрит на ваше лицо, богатство, внешность, достижения. Он смотрит в сердце, душу и ваши деяния.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть современный имам?
— Главным качеством в общении имама с людьми должна быть скромность. Имам должен быть доступным, стремиться всегда помочь пришедшему к нему человеку. Мы не имеем права уставать, к нам могут прийти в любое время суток, в любую погоду. Если случилось горе, люди идут к имаму. Мы должны поддержать человека советом, а то и просто поговорить. Иногда всего лишь одно доброе слово может исцелить человека. Поэтому работу священнослужителя в какой-то степени можно сравнить с работой врача, психолога. Любой человек, который приходит к нам со своими вопросами, не должен уйти без внимания и ответа.
Также имамы должны обладать глубокими знаниями, которые нужно приобретать постоянно, всю жизнь, ведь ислам – это религия знаний и науки.
В-третьих, имамы должны быть ответственны за свой жамаат. Когда мы становимся на намаз пред Всевышним, мы, духовные наставники, стоим впереди своих прихожан. Это значит, что мы ответственны за свой жамаат перед Всевышним. И так в каждой вере.
— У главного имама большая зарплата?
— Служители мечети работают не для того, чтобы много зарабатывать. У нас другое намерение – любить и верить в Аллаха.
У главной мечети в Атырау очень хорошая локация, она находится в центре города, сюда приходит много людей, а вот в районах или в отдаленных селах доходы совсем маленькие. Также иногда управление по делам религий проводит различные проекты, где мы тоже можем принять участие, и имамы получают поощрение.
— Если говорить лично обо мне, то сейчас она составляет в районе 180 тысяч тенге.
— У вас большая семья?
— Дочь – она окончила 11 класс, и трое сыновей: девятиклассник, средний в следующем году пойдет в первый класс и самый младший ходит в детсад.
Спасибо за интервью










