В эпоху цифровых технологий, когда доступ к информации безграничен, молодые люди оказываются особенно подвержены влиянию радикальных идеологий, замаскированных под духовные практики.
В поисках смысла жизни, поддержки и самоидентификации подростки и студенты часто становятся лёгкой добычей для деструктивных религиозных групп, умеющих виртуозно адаптировать риторику под душевные колебания юной аудитории.
О масштабах этой угрозы, признаках опасных сообществ и механизмах защиты рассказал религиовед, эксперт информационно-разъяснительной группы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма г. Алматы Аль-Фараби Нурбекулы.
— За ширмой «духовного роста» нередко скрываются структуры, цель которых — тотальный контроль над сознанием, — поясняет эксперт. — Они умело манипулируют чувством одиночества и стремлением к смыслу, эксплуатируют внутреннюю неуверенность, внушая идею исключительности. Особенно уязвимы те, кто переживает кризис самоопределения — подростки и студенты.
По словам Нурбекулы, главная опасность деструктивных течений — в разрушении привычных социальных связей. Молодой человек отдаляется от семьи, теряет интерес к учебе, ограничивает общение, меняет круг знакомых и образ жизни. Критика со стороны близких вызывает агрессию и отторжение.
Это не просто изменение взглядов. Это — глубокая психологическая трансформация. Зависимость от лидера квазирелигиозной группы вытесняет критическое мышление. Отвергаются наука, моральные ориентиры, традиционные ценности. Любые попытки диалога воспринимаются как враждебное посягательство, — добавляет он.
Однако последствия такого влияния выходят за рамки индивидуальной судьбы. Деструктивные организации подрывают стабильность всего общества, формируя параллельные системы влияния, подменяя национальные и религиозные традиции агрессивной догматикой.
— Противодействовать этому можно только при условии скоординированной работы государства, образовательной среды, родителей и самих религиозных институтов. Важнейший инструмент — повышение религиозной грамотности, — уверен Аль-Фараби Нурбекулы.
— Молодым нужно не читать нотации, а говорить открыто и на их языке, объяснять, чем секты отличаются от традиционных религий, как они вербуют и зачем.
Он подчеркивает: ключ к устойчивости — развитие критического мышления. Умение анализировать, сомневаться, задавать вопросы — это лучший щит от любой идеологической манипуляции.
Особое внимание, по его мнению, следует уделить интернет-пространству. Именно там чаще всего начинается первый контакт с радикальными группами.
— Надо быть там, где находится молодежь: в соцсетях, мессенджерах, на видеоплатформах. Мы должны говорить с ними современным языком, создавать контент, который будет не просто полезным, но и интересным, — говорит эксперт.
Он также призывает родителей и учителей не оставаться в стороне. Среди тревожных сигналов — замкнутость, изменение поведения, появление новой терминологии, конфликтность. Но и тут важно не навредить — жесткое давление или запреты могут только оттолкнуть подростка.
— Если вы замечаете тревожные симптомы — не пытайтесь действовать в одиночку. Лучше вовремя обратиться к специалистам, которые помогут разобраться и поддержать, — рекомендует религиовед.
По его словам, противостояние деструктивным религиозным течениям — это не просто задача по обеспечению безопасности. Это вопрос сохранения национального будущего. Ведь именно молодежь — фундамент завтрашнего дня, и только с помощью знаний, диалога и разумной поддержки можно помочь ей пройти путь взросления, сохранив ценности, разум и душевное равновесие.