Подземные исламские мечети — уникальное явление в архитектуре мусульманского мира, особенно характерное для степных и пустынных регионов Центральной Азии.
Эти сооружения, вырубленные в скалах или углубленные в землю, встречаются, например, в Мангистауской области Казахстана, в Узбекистане, Туркменистане, а также в Иране и Афганистане. Что заставляло людей уходить под землю ради молитвы?
В исламе особое место занимает пещера Хира в Мекке, где пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было ниспослано первое откровение.
Климатические особенности
В засушливых регионах с палящим солнцем подземные помещения были естественно прохладнее. Подземные мечети предоставляли более комфортные условия для совершения намаза, особенно в летнюю жару. Местные горные породы, такие как песчаник и известняк, легко поддавались обработке. Это позволяло вырезать сложные архитектурные формы без использования дорогих строительных материалов.
Духовное уединение
Ислам поощряет скромность в архитектуре и поведении. Уход вглубь земли также нес в себе глубокий символизм, олицетворяя смирение перед Всевышним и напоминая о связи человека с землей как источником жизни и конечным пристанищем. Подземные пространства символизировали отрешённость от мирской суеты и стремление к внутренней духовной чистоте.
Возникновение подземных мечетей в Казахстане часто было связано с гонениями, сохранением идентичности, суфийскими практиками, особенностями местности и символизмом.
Почитание святых
Так среди подземных мечетей особое место занимают мечети Мангистауского края, такие как Шопан-ата, Шакпак-ата и Караман-ата, являющиеся древнейшими памятниками региона, связанными с первыми проповедниками ислама.
Шакпак-ата (Мангистауская область) — одна из древнейших подземных мечетей на территории Казахстана, вырубленная в меловой скале. Считается, что она возникла в X–XII веках.
Бекет-ата — также в Мангистау, мечеть, воздвигнутая в честь знаменитого проповедника Бекет-аты, который и похоронен там же. До сих пор это место является объектом религиозного паломничества.
Караман-ата (Мангистауская область) — мечеть вырублена на пологом склоне небольшого холма мергелистой породы. Подземная мечеть состоит из 3 основных помещений. Это коридор, молитвенный зал и круглое помещение, в котором, по преданию находится склеп Караман ата.
Особое место среди памятников средневековья на территории государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» в Туркестане находится подземная мечеть (хильвет), связанная с именем выдающегося суфийского поэта Ахмета Ясави (XII век), оказавшего огромное влияние на распространение ислама в Средней Азии. Этот полуподземный комплекс, расположенный недалеко от мавзолея Х. А. Ясави, включал помещения для молитв, круглосуточного пребывания паломников и ритуальных обрядов. По преданию, достигнув 63-летнего возраста, Ахмет Ясави уединился в этой подземной мечети, где провел последние годы своей жизни и написал сборник религиозно-нравственных стихов «Хикмет». Его келья (гаре) располагалась на два метра ниже основных помещений, ушедших под землю на четыре метра, и имела скромные размеры — полтора на полтора метра при высоте 165 см. Этот хильвет стал его последним пристанищем и местом духовного творчества.
Таким образом, пещеры издревле воспринимались как места духовного поиска и близости к божественному.
Современные тенденции
Традиция строительства подземных мечетей продолжается и в наши дни, примером чему служит современная мечеть Санджаклар в Стамбуле (2011 г.), получившая международное признание за свою уникальную архитектуру.
Сегодня подземные мечети представляют ценность не только как религиозные объекты, но и как культурное наследие, требующее изучения и сохранения.