Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Наследие предков: боевой арсенал казахского воина 

17.04.2025
в Избранное, Общество, Статьи
0
112
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Веками формировавшееся воинское искусство кочевников Великой Степи нашло свое отражение в уникальном и разнообразном арсенале казахских воинов. Их оружие, сочетавшее в себе практичность, эффективность и порой изысканное мастерство исполнения, являлось неотъемлемой частью как военного дела, так и повседневной жизни.

Дистанционный бой

Особое место в вооружении кочевников занимало оружие дистанционного боя, достигшее у евразийских номадов высочайшего уровня развития. Эта особенность, вероятно, коренится в глубоких традициях охоты, где лук и стрелы были незаменимыми инструментами. Постоянная охотничья практика и рост военных столкновений способствовала непрерывной эволюции формы и конструкции лука.

В военном контексте лук и стрелы оставались ключевым оружием кочевника. Накопленный боевой опыт и столкновения с оседлыми цивилизациями, обладавшими развитой оборонительной системой, стимулировали дальнейшее совершенствование метательного оружия. В этой военно-технической сфере особенно ярко проявлялись процессы инноваций, заимствований и взаимовлияний между культурами.

Казахские луки унаследовали многовековую традицию сложных луков, распространенных среди тюрко-монгольских племен. Эпосы сохранили упоминания о различных типах луков, изготовленных из сосны («карагай садак»), кожи («булгарды садак») или талового дерева и обтянутых кожей. Конструкция казахского лука включала рукоять, упругие плечи и концы, соединенные, вероятно, клеем и кожаными ремешками, а иногда усиленные костяными или роговыми накладками.

Размеры луков варьировались в пределах 70-120 сантиметров. Казахи использовали различные типы сложных луков, как собственного производства, так и приобретенные у соседних народов – бухарцев, башкир, монголов, что свидетельствует об активном культурном обмене. Тетива («адырна») изготавливалась из кишок животных, тонко сплетенных конских волос или шелка. В нерабочем состоянии тетива ослаблялась, чтобы избежать ее деформации. Климатические условия оказывали значительное влияние на эффективность лука.

Стрелы («ок», «жебе») были столь же важны и конструктивно сложны. Их составные части включали:

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025

— наконечник,

— древко,

— оперенье

— пятку для крепления к тетиве.

Наконечники изготавливались из железа (бесчеренковые, треугольные, четырехугольные) и рога. Исследователь Шокан Валиханов выделял охотничьи двухгранные наконечники и четырехгранные бронебойные «сауыт бузар», способные пробивать доспехи, а также специальные наконечники «кузу джаурын» в форме лопатки ягненка, предназначенные для сбивания всадников.

Средняя длина стрел, хранящихся в музейных коллекциях, составляла 60-77 сантиметров, что, по мнению исследователей, соответствовало размерам луков и являлось традиционным для евразийских кочевников. Пятки стрел выполнялись в виде выемки на древке или изготавливались из рога.

Стрелы хранились в кожаных колчанах («корамсак», «кылышан») с внутренними перегородками для различных типов стрел, острием вниз. Лук обычно носился вместе со стрелами слева, реже – отдельно справа.

К сожалению, древние техники стрельбы практически утрачены. Однако сохранились упоминания о высокой скорости и меткости стрельбы кочевников, что давало им значительное преимущество в бою. Археологические находки также свидетельствуют о разнообразии форм наконечников, предназначенных для поражения различных целей, включая незащищенных воинов и бронированных противников.

Ближний бой: копья, булавы и клинки.

Вторым по значимости видом холодного оружия являлись копья и пики. Фольклорные данные свидетельствуют о многообразии их типов, однако недостаток археологических находок затрудняет их детальное изучение. Для казахов были характерны копья с длинным («узын сапты») и коротким («кыска сапты») древком.

В XIX веке, по данным Шокана Валиханова, средняя длина копий составляла 150-195 сантиметров. Нередко копья не имели металлического наконечника, а их древко просто заострялось и обугливалось для прочности. Сохранившиеся музейные образцы демонстрируют четырехгранные металлические наконечники, закрепленные на древке гвоздями, а также декоративные элементы в виде пучков конских волос или шелковых кистей, которые, вероятно, служили символами власти.

Некоторые копья имели кожаные петли для фиксации на руке и стремени. Известный батыр Агыбай славился своей девятиузловой пикой, украшенной кольцами. Кочевники достигли высокого мастерства во владении копьем, демонстрируя ловкость и силу как в конном строю, так и в одиночных поединках. Эффективность копья в массовой атаке была максимальной при первом ударе, после чего в ближнем бою оно теряло свое преимущество.

Ударное оружие, такое как боевые булавы («отыз батпан курзi», «алмас курзi») и палицы («агаш шокпар», «тас шокпар», «кол шокпар тас жалган»), относится к древнейшим видам вооружения, о чем свидетельствуют петроглифы Казахстана, датируемые серединой II тысячелетия до нашей эры.

Топоры занимали важное место в арсенале казахских воинов. Эпос сохранил названия различных типов боевых топоров («ак балта», «ай балта», «ала балта», «кара балта», «тарак-балта») и небольших топориков-чеканов («келте шот», «айыр шот», «балта шот»).

Изображения секир («айбалта») с широким лезвием и высоко поднятым обухом встречаются на кулпытасах. Боевые топоры снабжались кожаными ремнями на рукоятях, вероятно, для крепления к седлу. В рукопашной схватке топоры и чеканы были грозным оружием, способным нанести смертельные удары. Разнообразие форм топоров указывает на их специализацию для различных задач, включая рубящие удары по незащищенным целям и пробивание доспехов. Чеканы, с их заостренным бойком, были эффективны против шлемов и кольчуг.

Во время одной из стычек был смертельно ранен хан Младшего жуза Абулхаир.

Клинковое оружие ближнего боя было представлено саблями («кылыш») и мечами («семсер», «алдаспан»). Эпос упоминает различные типы мечей, подчеркивая их значительный вес. Казахские «семсеры», вероятно, представляли собой прямые двулезвийные клинки. Сабли отличались разнообразием форм – кривые, слабоизогнутые, с крутым изгибом. Все сабли имели перекрестья и носились в богато украшенных ножнах, подвешенных к боевому поясу. Рукояти знатных воинов украшались драгоценными камнями. Прямые сабли «селебе» (джекеауыз) достигали метра в длину и имели широкое лезвие.

Владение дорогими и качественными саблями было прерогативой представителей высших слоев общества и считалось почетной наградой. Незаменимыми в ближнем бою были также ножи («буйда пышак», «кездiк») и кинжалы («сапы», «канжар») с рукоятями из рога. Боевые ножи и кинжалы хранились в кожаных чехлах, крепившихся к поясу.

Дополнительные виды оружия

Нагайка («камшы») также использовалась в качестве специфического ударного оружия, особенно в ранние периоды. Ее конструкция включала рукоять, плетение и кожаную соединительную часть.

Курык – длинный шест с веревочной петлей – служил для стаскивания противника с седла, а массивная дубина – сойыл – была эффективным в конном бою. Эти виды оружия часто применялись во внутренних конфликтах, при угоне скота («барымта»), охране стад и на охоте.

Кистени, состоявшие из короткой палки с прикрепленной цепью или ремнем и металлической гирей, являлись скрытым оружием ближнего боя.

Эффективным ударным средством конного боя являлась длинная массивная дубина – сойыл (для нанесения дробящих ударов). Курыки и сойылы казахи делали из березы. Данная группа оружия (камча, курык, сойыл) использовалась в большинстве случаев во внутренних междоусобных конфликтах, при барымте, в охране стад, на охоте.

Таким образом, вооружение казахских воинов представляло собой сложную и многогранную систему, отражавшую их воинскую культуру, боевой опыт и взаимодействие с соседними народами. От дальнобойных луков до смертоносных клинков ближнего боя, каждый вид оружия играл свою роль в обеспечении военной мощи кочевников Великой Степи.

 

Литература

Курылев В. П. Оружие казахов // СМАЭ. Т. 34. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Л., 1978. С. 4-22.

Самашев З.С. «Петроглифы Казахстана». Алматы, 2005.

Жумадил А.К. Военное дело кочевников Евразии: историографический анализ: монография / А.К. Жумадил. – Алматы: Қазақ университеті, 2014. – 272 с.

Кушкумбаев А.К. Военное дело казахов в XVII-XVIII веках. — Алматы: Дайк-Пресс, 2001. — 172 с.

Поделиться3Твитнуть2ПоделитьсяПоделиться

Похожие записи

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
Загрузить еще
Следующий пост
Мажилис принял закон о территориальной обороне

Мажилис принял закон о территориальной обороне

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00