Как бренд Золотой Орды используется в выстраивании имиджа Казахстана на международной арене рассказал главный научный сотрудник Научного института изучения Улуса Джучи, профессор Айболат Кушкумбаев.
— Как бы Вы как ученый определили место Золотой Орды в истории Казахстана?
— Надо сказать, что ранее история Золотой Орды понималась как история государства, которое находилось на западе, то есть оно географически находилось за рекой Урал и далее. Восточнее этой реки существовал самостоятельный улус, где правила отдельная ветвь джучидской династии, ведущая происхождение от старшего сына Джучи — Орда (более известен как Орда-Ичен, Эжен). Причем это мнение существует до сих пор, как в рамках академической дискуссии, а также, что немаловажно, в массовом сознании. С моей точки зрения, история Улуса Джучи — это особый историко-культурный феномен. История Джучиева улуса началась здесь, на землях средневекового Казахстана, известного под историко-географическим термином Дашт-и Кыпчак. Отсюда, собственно, пошло дальнейшее расширение Улуса Джучи на запад, в Восточную Европу. К середине XIII столетия сформировались общие геополитические контуры Улуса Джучи. В то же время власть Джучидов на востоке, на территории Казахстана, также сохранялась, и здесь не было отдельного независимого государства. В некоторые периоды улусы Джучидов в разных частях этой огромной державы, пользуясь ослаблением центральной власти, имели автономный статус, претендуя на большую самостоятельность, но такая более или менее схожая ситуация была и в других средневековых государствах, с присущими им постоянными междоусобицами и борьбой за власть. С другой стороны, сама сложившаяся система или структура улусных владений Джучидов периодически менялась, после восшествия на престол очередного династа.
На землях Джучидов с XIV века начала формироваться единая этнокультурная общность. В арабских, русских, западных источниках кочевое население Золотой Орды называлось термином «татар», а в персоязычных сочинениях, а также у поздних тюркоязычных авторов, называлось «узбек», по имени джучидского хана Узбека (1313–1341 гг.). Но это была одна общность с общим тюркским языком и культурой. Вот эти золотоордынские «татары» и джучидские «узбеки» и были предками будущих тюркоязычных народов, таких как татары, ногаи, узбеки, казахи, каракалпаки, башкиры и др. Их языковая, культурная близость между собой и исламская религиозная идентичность, несомненны.
Хронологические рамки правления Джучидов выходят далеко за рамки «официального падения» Золотой Орды. История позднего периода Золотой Орды куда более сложна, чем может показаться на первый взгляд.
Я не могу сказать, что академическая наука сейчас готова дать окончательные выводы по истории Джучиева улуса.
— Термины «Золотая Орда», «Улуг улус», «Улус Джучи» равнозначны по своему содержанию или отражают разные этапы эволюции государственности в Великой степи?
— Если обратиться к источникам этого периода, то наиболее раннее название, которое отразилось в источниках это улус или «Улус Джучи». Так, например, называл это чингизидское образование в своем «Джами ат-таварих» известный персидский историк Рашид ад-Дин. Сам термин «улус» не переводится. Он встречается и в более раннее время и сохраняется в тюркских и монгольских языках вплоть до нашего времени. Под «улусом» следует понимать, прежде всего, людей, людские ресурсы объединенные или если точнее упорядоченные в данном образовании или уделе, если говорить современным языком. В восточных арабских и персидских источниках по отношению к Золотой Орде слово «улус» часто встречается как улус Берке, улус Узбека и т. д., применительно к тому, кто в тот момент был во главе династии или государства. Понятие «улус» многозначительное, но эта тема отдельного большого разговора.
А понятие «Золотая Орда» или «The Golden Horde» является наиболее известным и популярным по сей день. Оно настолько прочно закрепилось как в массовом сознании, так и научном нарративе, что порой многие специалисты считают, что нет смысла называть его по-другому.
Понимаете, это такой раскрученный бренд, что предпринятый исторический ребрендинг вряд ли может изменить или «искоренить» это устоявшееся понятие. Термин «Золотая Орда», как известно, появился в сочинении XVI века «Казанский летописец» (или Казанская история), но закрепился в литературе в XIX веке и используется до сей поры. Хотя все синхронные тому времени источники, что западные или восточные, никогда не использовали понятие «Золотая Орда» по отношению к Джучиеву улусу. Разве что в русских летописях писали об «Орде».
Куда более интересен вопрос о самоназвании этого улуса. Видимо, наиболее ранним таким названием следует считать «Улуг Улус» (Ұлық ұлыс), что в переводе значит «Великое государство» или держава. Он встречается в ярлыке Токтамыша 1393 года, адресованного польско-литовскому князю Ягайло. Одни считают, что Улуг Улус — это позднее название, и оно применительно только к эпохе правления самого Токтамыш-хана. Но, при этом, следует отметить, что термин «Улу улус» встречается и в более поздних тюркоязычных письменных источниках, но применительно к более раннему периоду истории Джучидов. Словосочетание «Ұлұғ ұлыс Ноғайлының Ауыр йурт» отмечен и в устной исторической традиции казахов вплоть до XIX века, что и зафиксировал наш выдающийся ученый Чокан Уалиханов. То есть, этого государства давно уже нет, но память о нем сохранилось у тюркоязычных народов.
С моей точки зрения, наиболее адекватный термин, конечно, «Улус Джучи» или если еще точнее «Улусы Джучидов», но, вместе с тем, можно использовать устоявшееся понятие «Золотая Орда». Что касается термина «Улуг Улус», то его использование зависит от воли самого автора и если он пишет на тюркском языке и для тюркоязычной аудитории, то он может использовать и этот термин.
— Период Золотой Орды в школьной программе изучают в 6 классе. Как изменилось современная трактовка возникновения Золотой Орды?
— Вопрос о школьных и вузовских учебниках по истории Казахстана следует признать очень актуальным сейчас, так как основная масса людей знакомится с историей через учебники, которые, в свою очередь, строятся на Госстандартах от соответствующих профильных министерств. Я думаю, что сейчас наступят изменения и в написание новых учебных пособий и книг, предназначенных для учащихся, и в подготовке популярных изданий, с массовой читательской аудиторией. Сейчас интерес к истории этого периода огромный.
— С какого времени Золотая Орда стала самостоятельным, независимым государством?
— До 60-х гг. XIII века Улус Джучи считался составной частью империи монголов, политическим центром которого была столица Каракорум. После смерти великого кагана Менгу в 1259 году некогда единая империя Чингизидов начинает распадаться на отдельные и независимые улусы. Начало этому распаду послужила междоусобная война между братьями Менгу — Хубилаем и Ариг-Бугой, когда они почти одновременно провозгласили себя верховными властителями — каанами. В этой острой борьбе за верховную власть верх одержал Хубилай, который имел в своем распоряжении больше ресурсов. В это неспокойное время, около 1259 года, в Улусе Джучи к власти приходит брат Бату — Берке. В противостоянии Хубилая и Ариг-Буги он поддерживал последнего, надеясь с помощью него укрепить и усилить свои позиции.
Именно он стоял у истоков независимости Джучиева улуса и проводил независимую внутреннюю и внешнюю политику. Берке, тем самым, подготовил почву для полной независимости Улуса. После его смерти в 1266 году правителем стал Менгу-Тимур, внук Бату, который и стал фактически независимым ханом Джучиева улуса или Золотой Орды. Этот новый статус Улуса Джучи и расклад центров силы среди правящей элиты формально закрепил знаменитый Таласский курултай Чингизидов 1269 года. Как видно, Улус Джучи 60 лет был в составе Монгольской империи и стал независимым с приходом к власти Менгу-Тимура. Он, как правитель, и, соответственно, как суверенный властитель начал чеканить монеты уже от своего имени. Это теперь совершенно иной, в политическом плане, качественно другой период истории Улуса, который, опять же условно, мы называем «Золотой Ордой».
— Раньше упоминалось, что после распада Золотой Орды возникли Ак-орда и Кок-орда. Историк Жаксылык Сабитов утверждает, что это не отдельные государства, а лишь названия ставок хана. Какова современная трактовка этих терминов?
— Дискуссии об этих терминах идут давно. Начиная с первой работы по истории Золотой Орды австрийского ориенталиста Йозефа Хаммера Пургшталя, появившейся в 1840 году. Уже тогда российские востоковеды обратили внимание на неточности в его работе. Согласно их изысканиям, опирающимся на русские летописи, «Синяя Орда» (Кок-Орда) располагалась на востоке, около Аральского моря. Еще в 1960 г., после выхода книги М. С. Сафаргалиева по истории Золотой Орды, стало ясно, что мнение Й. Хаммера Пургшталя ошибочное, т. к. он использовал искаженные сведения из «Мунтахаб ат-таварих и Муини» Муин ад-Дина Натанзи, автора начала XV века. Последующие исследования подтвердили доводы М. С. Сафаргалиева. Естественно, не может быть и речи о существовании отдельных государств, таких как Ак Орда или Кок Орда. Это старое понимание истории Джучиева улуса, которое до сих пор, по инерции, встречается в учебниках.
В современной историографии отказались от использования этих терминов, в качестве обозначения отдельных политических сегментов Улуса Джучи. Согласно современному пониманию, «Ак-Орда» — это ставка-резиденция дома Бату и его потомков, а «Кок-Орда», соответственно, ставка Орда-Ичена и его преемников. При этом, при исторических реконструкциях при использовании этих терминов нужно учитывать конкретный контекст.