Постмодернизационные процессы приводят к изменению места и роли религии в пространстве социума, оказывают влияние на пересмотр культурно-идентификационных стратегий религий в отношении к обществу и государству.
Современные западные исследователи отмечают, что религия снова становится важной частью повестки дня. В связи с нарастающими процессами глобализации и мультикультурализма мир заново вынужден переосмысливать место и роль религии и религиозных институтов и искать пути мирного сосуществования различных религиозных сообществ.
Меняется и религиозная ситуация в казахстанском обществе, что проявляется в росте числа верующих (тех, кто следует религиозным заповедям и реализует их в своем образе жизни), религиозных объединений и культовых сооружений, публичных дискуссиях о религиозном образовании и религиоведческом просвещении, изменении законодательства о религии. В соответствии с этим формируется государственно-конфессиональная политика, казахстанская модель светскости.
Одной из главный тенденций развития религиозной ситуации в Казахстане является рост религиозности казахстанского общества. Согласно результатам исследований, проведенных в 2024 году Комитетом по делам религий Министерства информации и культуры, 86,3% населения определили себя верующими[1].
Известно, что религиозность многоуровневое явление и исследования не всегда могут ставить задачу выявления степени религиозной самоидентификации, глубины влияния религиозной веры на жизнь человека, его социальное поведение. Так, проведенный в 2021 году мониторинговый проект Ranking, показал, что 67,4% казахстанцев причисляют себя к верующим людям. При этом 40,5% опрошенных фактически ограничиваются только праздниками и соблюдением некоторых норм, и лишь 26,9% охарактеризовали себя как практикующих верующих людей, строго соблюдающих религиозные предписания и обряды[2].
Тенденцию роста религиозности подтверждают и другие исследования. Согласно данным программы World Values Survey (исследование проведено в два этапа в 2011 и 2018 годах), если в 2011 году только 21,5% респондентов отметили, что религия очень важна в их жизни, то в 2018 году таких было уже 28,7%[3].
Если говорить о конфессиональной составляющей религиозности, то согласно Переписи 2009 года[4] с христианством себя идентифицировали 26,3%, с исламом — 70,2% населения Казахстана.
Данные Переписи 2021 года показывают, что с исламом идентифицируют себя 69,3% населения, в то время как с христианством 17,2%[5].
В настоящее время в Казахстане проживают представители более 130 этнических групп. В стране зарегистрировано 3980 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. Из них: 2832 — исламские, 347 — православные, 93 — католические, 593 – протестантские (пятидесятники – 223, баптисты – 196, пресвитериане – 104, адвентисты Седьмого дня – 41, лютераны – 14, методисты – 11, меннониты – 4), 61 — Свидетелей Иеговы, 23 — Новоапостольская церковь, 13 — общество сознания Кришны, 7 – иудейские, 6 — бахаи, 2 — буддизм, 2 — церковь Иисуса Христа Святых последнего дня, 1 — муниты). Все это отражает культурное богатство Республики, но одновременно может таить потенциал этноконфессиональных противоречий.
В общественном пространстве Казахстана важное место занимают традиционные религии[6] (ислам, православие), которые на протяжении длительного времени выполняли функции культурного единения, социализации, инклюзии.
Протестантизм в Казахстане включает конфессии, многие из которых также имеют более вековую историю (лютеране, меннониты, баптисты и другие), так и новые, пришедшие на казахстанскую землю после обретения Независимости. Это пятидесятнические, пресвитерианские и иные конфессии.
После принятия нового Закона о религии в 2011 г. в Казахстане отмечается стабильный рост количества религиозных объединений. Основными точками роста являются ислам, православие, католицизм, баптизм и пятидесятничество. Остальные конфессии в количественном отношении показывают стабильность.
За время Независимости количество мечетей выросло с 46 до 2832. Количество христианских объединений выросло с 561 до 1119. В целом, с периода 2011 года в Республике количество религиозных объединений выросло с 3088 до 3980. Таким образом, наряду с ростом религиозности населения отмечается роста числа религиозных объединений.
В стране активно развивается подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере религии. На сегодня в стране функционируют 14 духовных учебных заведений, в том числе исламского направления – 12 (Университет «Нур-Мубарак», 9 медресе-колледжей, Исламский институт повышения квалификации имамов при ДУМК, Исламский институт имени Хусамуддина ас-Сыганаки при ДУМК) и христианского направления – 2 (Алматинская православная духовная семинария и Межъепархиальная высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви»).
На сегодняшний день подготовка кадров с высшим образованием «религиовед», «исламовед» и «теолог» осуществляется в 11 высших учебных заведениях страны. Обучение осуществляется по всем трем академическим уровням (бакалавр, магистр, докторант).
Таким образом, государство оказывает поддержку в формировании собственной духовной элиты в Казахстане, разделяющей духовные ценности казахстанского общества.
Одной из основных положительных тенденций является укрепление государственно-конфессионального и межконфессионального диалога. Расширяется диапазон обсуждаемых вопросов и форматов сотрудничества. Актуальным становится обсуждение вопросов по общегражданским, духовно-этическим, экологическим и др. аспектам. Так, например, 26-27 июля 2024 года в г.Астана проходил межконфессиональный фестиваль, на котором религиозными объединениями проводились бизнес-тренинги, консультации, выступления на разнообразные темы, ярмарка продукций.
По важным религиозным датам религиозные лидеры взаимно поздравляют друг друга. Стало доброй традицией поздравлять мусульман с наступлением месяца Ораза, Курбан айтом, равно как и мусульмане поздравляют христиан и другие религии с их важными датами.
Таким образом, взвешенная политика государства создает основы взаимоуважения, сотрудничества между религиозными объединениями, верующими, атеистами. Способствуя межконфессиональному и государственно-конфессиональному диалогу, государство обеспечивает безопасность внутри государства, предупреждает возможные межрелигиозные розни, предупреждает проникновение экстремистских идеологий.
Выстраивая диалог между религиями, государство заостряет внимание представителей разных религий о принадлежности их к одной гражданской общности, общности исторической судьбы. Решая совместно общественные проблемы, религиозные объединения позиционируют себя прежде всего как граждане Казахстана, казахстанцы, ответственные за судьбу страны.
В целом казахстанские религиозные институты занимают активную гражданскую позицию. Во время стихийных бедствий 2022 – 2024 гг. религиозные объединения были в числе тех, кто одними из первых оказывали моральную и материальную поддержку пострадавшим.
Духовным управлением мусульман Казахстана была оказана всесторонняя помощь, включая помощь продуктами, необходимыми вещами, вплоть до представления жилья нуждающимся семьям[7]. В период наводнения в мечетях и медресе размещались жители подтопленных районов. В целом, со стороны ДУМК за указанный период регионам, пострадавшим от стихийного бедствия, выдано более 100 тонн гуманитарной помощи[8]. Православной церковью были созданы центры оказания гуманитарной помощи, куда обращались граждане, предоставлено временное жилье[9]. В 2023 году пятидесятнической церковью «Источник жизни» была оказана материальная поддержка нуждающимся в размере 40 млн. тенге[10].
Религиозной традиции в Казахстане изначально был присущ синкретизм, соединивший различные культы и религиозные верования. Эта особенность нашла свое отражение в такой характеристике религиозности казахстанцев, как открытость и толерантность к различным религиозным воззрениям. Эти существенные характеристики религиозной традиции становятся основой поддержания межконфессионального мира и согласия сегодня. Логически отсюда вытекает то, что Казахстан стал инициатором проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Мировая общественность высоко ценит заслуги Казахстана, ставшего диалоговой площадкой межэтнического и межрелигиозного консенсуса.
Поддержка обществом государственной политики межконфессионального диалога и сотрудничества находит отражение в данных различных социологических исследований. В частности, в проведенном в 2021 г. фондом Internews исследовании в рамках проекта «Усиление устойчивости к радикализации и дезинформации в Центральной Азии» отмечается, что большинство казахстанцев поддерживают идеи взаимного уважения религий. В частности, 80% казахстанцев считают недопустимым оскорбление религии и ее ценностей и люди, оскорбляющие религию и их ценности, должны быть строго наказаны[11].
Результаты исследования, проведенного в 2023 году Центром социальных и политических исследований «Стратегия»[12] показали, что государственную политику поддерживает 69,7% казахстанцев. В то время как полностью не поддерживающие составили всего 4,7%. В целом, это хороший показатель, который показывает стабильную динамику общественных отношений и государственной политики.
Вместе с тем, Казахстан, являясь частью мирового сообщества, не может избежать проблем, с которыми столкнулись все страны мира: терроризм и экстремизм, конфликты на национальной, религиозной почве.
Факт активности деструктивных религиозных движений меняет религиозную ситуацию в Республике, что вызывает необходимость пересмотра достижений в области межконфессионального согласия, критического переосмысления реализуемой политики.
Необходимо отметить, что религиозные процессы – это не то, что находится на поверхности событий, многие тенденции и процессы сегодня активно развиваются в онлайн пространстве. Можно отметить рост аккаунтов, на которых вопросы религиозности в той или иной степени обсуждаются. В этой связи мониторинг интернет – пространства на предмет выявления пропаганды радикальной идеологии имеет профилактический характер. К сожалению, одной из негативных тенденций является интернет – активность новоявленных верующих, не владеющих глубокими знаниями в религии, но активно публикующими религиозный контент на своих аккаунтах. Данная деятельность во многом становится фактором публикаций негативных комментариев, постов, видео в интернет – пространстве. В этой связи важно повышать религиозную грамотность граждан, а с другой – повышать социальную ответственность граждан за сохранение мира и межконфессионального согласия.
Казахстанская политика в области религии в своей основе принимает идею, что установление межрелигиозного диалога и согласия — это путь борьбы против экстремизма и терроризма. Казахстан выработал свою модель межрелигиозного согласия. Но идеальной модели не бывает, данная модель так же подвержена вызовам времени, а укрепление религиозного мира и согласия в каждом конкретном случае сложная и актуальная задача.
В сложившихся исторических условиях единственной гарантией соблюдения прав верующих, независимо от конфессии, для Казахстана может быть только светская модель государства. Только в ней возможно соблюдение «конфессионального нейтралитета», выстраивание взаимоотношений с религиозными лидерами и рядовыми верующими на основе права и закона. Таким образом, главное условие для сохранения приемлемого уровня безопасности и межконфессионального согласия и стабильности является сохранение светскости и правового регулирования казахстанского общества.[13]
Директор департамента анализа и мониторинга религиозной ситуации Малгараева З.
Использованная литература
- Радикализм онлайн: анализ смыслов, идей и ценностей насильственного экстремизма в Центральной Азии – Бишкек: 2021.144
- Қазіргі Қазақстандағы зайырлылық пен атеизм. Орталық Азиядағы Розы Люксембург қорының өкілдігі «Стратегия» әлеуметтік және саяси зерттеулер орталығы. — Алматы, 2023 ж.,124 б
- Национальный состав, вероисповедание и владения языками в Республике Казахстан, 2010.
- Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан, 2023.
Ссылки
[1] https://www.gov.kz/memleket/entities/din/projects/details/729 Дата обращения 6.11.2024
[2] Насколько религиозны казахстанцы. https://clck.ru/3EXtuc Дата обращения 6.11.2024
[3] https://belief.cabar.asia/ru/2024/03/11/kazahstantsy-stali-bolee-religioznymi Дата обращения 6.11.2024
[4] Национальный состав, вероисповедание и владения языками в Республике Казахстан, 2010
[5] Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан, 2023
[6] http://surl.li/omyoyl
[7] https://clck.ru/3ESG9K Дата обращения 6.11.2024
[8] https://clck.ru/39rh25 Дата обращения 6.11.2024
[9] https://clck.ru/3ESGiN, (https://clck.ru/3AL8FU Дата обращения 6.11.2024
[10] Материалы интервью, 2024 г.
[11] Радикализм онлайн: анализ смыслов, идей и ценностей насильственного экстремизма в Центральной Азии – Бишкек: 2021. – 144 с.
[12] Қазіргі Қазақстандағы зайырлылық пен атеизм. Орталық Азиядағы Розы Люксембург қорының өкілдігі «Стратегия» әлеуметтік және саяси зерттеулер орталығы. Алматы, 2023 ж.
[13] Радикализм онлайн: анализ смыслов, идей и ценностей насильственного экстремизма в Центральной Азии – Бишкек: 2021. – 144 с. С.90