Семейные традиции и ценности казахского народа бережно передаются из поколения в поколение, поскольку именно они являются истинным достоянием нации. Их сохранение и передача детям имеют особую важность. Каждый обряд несёт в себе глубокий смысл, проводится в строго определённое время и по установленным правилам, как это было заведено издревле. Сегодня мы расскажем о «Беташаре» — одном из самых красивых обрядов, без которого не обходится ни одна современная казахская свадьба.
Беташар широко распространён по всему Казахстану. Этот свадебный ритуал также практикуют этнические казахи за пределами страны. Помимо казахов, похожие обряды существуют у других тюркоязычных народов: кыргызский «бетачар», узбекский «беточор», татарский «бит ачар» и другие.
В наше время в Казахстане церемония беташара утратила своё первоначальное значение, так как родители и близкие жениха чаще всего знакомятся с невестой до обряда.
Немного из истории
Обряд «беташар» проводили в древности еще наши предки-кочевники. Сегодня проведение этого обряда по-прежнему сохранило свое особенное символическое значение.
Изначальное Беташар символизирует включение невесты в родовой коллектив жениха, который возводит её на новый уровень не только как жену и будущую мать, но и как нового члена семьи.
В наше время традиция немного видоизменилась. Во времена наших предков, беташару придавали намного больше значения. Ведь тогда невесту забирали из другого аула, и она не только приходила в новую семью, а становилась новым жителем всего населенного пункта. То есть ей нужно было привыкать к новому укладу жизни с незнакомыми людьми. В каждом поселении были свои обычаи и традиции, поэтому и наставления (текст песни беташар) тоже был разным.
Сегодня беташар проводят на свадьбе. На обряд «беташар» специально приглашается поэт-импровизатор – ақын, который с помощью песни, играя на домбре, представляет невесте родственников и близких жениха. Они же, в свою очередь, дают ему вознаграждение – «көрімдік». Каждого родственника невеста должна приветствовать поклоном – «салем салу».
Ислам и Беташар
На протяжении веков наши предки, следуя исламским принципам, умели гармонично соединять требования шариата с традициями казахского народа. Как Ислам, так и казахские обычаи учат уважению к окружающим, особенно к родителям, родственникам и соседям. Беташар, а именно традиционное приветствие (сәлем беру), является символом уважения, которое невеста выражает этим обрядом.
В последние годы появились мнения против данного обычая. Некоторые утверждают, что «поклоняться, кроме как Всевышнему Аллаху, запрещено», и видят в поклоне невесты нарушение религиозных норм. Однако подобные суждения основываются на незнании шариата. Безусловно, поклонение возможно только Всевышнему Аллаху, но действия невесты в обряде беташара никак не связаны с актом поклонения.
Основой любого поклонения является намерение. Например, при совершении намаза мы делаем рукуг (поясной поклон) и сажда (земной поклон) с намерением возвеличить Всевышнего Аллаха как единственного Бога. Однако поклон невесты в обряде беташара имеет совершенно иной смысл. Он выражает уважение к окружающим, а не подразумевает почитание их как божества. Полагать, что невеста, приветствуя родных поклоном, приравнивает их к Создателю, — абсурдно.
Если следовать логике противников беташара, то любой наклон тела можно считать поклонением. Однако это нелепо. Например, человек наклоняется, копая огород, садясь в автомобиль или поднимая что-либо с земли. Никто не воспринимает такие действия как акт поклонения, так как в них отсутствует намерение возвеличивания.
Пример из исламской традиции подтверждает это. Когда Всевышний Аллах создал Адама (мир ему) и вдохнул в него душу, Он приказал ангелам приветствовать его поклоном. Ангелы подчинились этому повелению, выражая уважение Адаму (мир ему), а не поклоняясь ему как Богу. Ни в одном тафсире не говорится, что этот поклон ангелов был актом поклонения. Всё дело в намерении, которого не было в отношении Адама (мир ему) как божества.
Ислам не основывается на личных убеждениях или интерпретациях. Любое утверждение в религии должно находить подтверждение в Коране и Сунне. Если чьё-либо субъективное мнение расходится с исламскими нормами, это может указывать на недостаток знаний в религиозных вопросах.