Вопрос: Ассаляму аляйкум! Известно, что человек по природе рождается в верующим. К примеру, христиане крестят своих детей. Будут ли их дети считаться христианами, если умрут до совершеннолетия?
Ответ: Уа аляйкумус-салям уа рохматуллахи уа баракатух!
На самом деле об исходе для детей, которые умерли, не достигнув совершеннолетия, и жили в семьях, к примеру, христиан, знает только Сам Всевышний Аллах! Поэтому среди ученых нет единого мнения в этом вопросе.
Вопрос о детях, умерших до совершеннолетия, следует рассматривать с двух точек зрения.
- Дети мусульман.
Ученые единогласны в том, что дети мусульман, умершие до совершеннолетия, удостоятся рая. Таково мнение, к примеру, имама Ибн Касира, имам Ахмада, Аль-Кади Абу Ягля, имам Науауи, имам Куртуби (рохматуллахи аляйхим).
- Дети не мусульман.
В этом вопросе, как была сказано выше, среди ученых есть разногласия.
Первое мнение: по мнению большинства ученых дети не мусульман, умершие до совершеннолетия, попадут в джаннат. (Имам Ибн Абдул-Барр, «Ат-Тамхид», 18/96) При этом они ссылаются на хадис, переданный имамом Бухари (рохматуллахи аляйхи) от Самуры (да будет доволен им Аллах), в котором говорится о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), при вознесении на небеса, встретил там пророка Ибрахима (мир ему), рядом с которым были дети мусульман и не мусульман.
Второе мнение: дети не мусульман, умершие до совершеннолетия, попадут в ад вместе со своими родителями. Ученые, которые придерживаются этой точки зрения, в качестве доказательства приводят хадис, который приводится имамом Ибн Касиром (рохматуллахи аляйхи) в его тафсире, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что ребенок неверующего будет в аду со своими родителями, если только его родители не приняли Ислам. (Имам Ибн Абдул-Барр, «Ат-Тамхид», 18/120)
Третье мнение: не известно, куда попадут дети неверующих.
Так считали, к примеру, имам Хаммад ибн Зайд ибн Дирхам, имам Хаммад ибн Саляма ибн Динар, имам Ибн Мубарак, имам Исхак ибн Ибрахим Аль-Маруази (рохматуллахи аляйхим). При этом они ссылаются на хадис, переданный имамом Бухари (рохматуллахи аляйхи) от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится о том, что, когда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о детях мушриков, Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это ведомо Всевышнему Аллаху».
Четвертое мнение: дети не мусульман, умершие несовершеннолетними, будут испытаны в Судный день.
Таково мнение большинства ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа, среди которых можно назвать имама Абу Аль-Хасана Аль-Ашари, имама Байхаки, имама Ахмад (рохматуллахи аляйхим), на что указывал имам Ибн Касир (рохматуллахи аляйхи) в своем тафсире. Их доводом является хадис, который имам Ибн Касир (рохматуллахи аляйхи) приводит в своем тафсире.
Истина ведома одному лишь Всевышнему Аллаху!
Абдуссамат МАХАТ