Вопрос: Как Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) удавалось не злиться? Какие есть рекомендации?
Ответ: В этом нет никакого секрета! Все дело в том, что наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во всем следовал требованиям Священного Корана. Поэтому Всевышний Аллах сказал про нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, ты обладаешь очень высоким нравом». («Аль-Калам», 4 аят)
Лучшим средством от злобы, то есть гнева, является молчание! Ведь не зря Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в одном из своих наставлений, трижды сказал: «Если гневаешься, то молчи!» (Ахмад)
Злость, гнев – это уловка шайтана, который наущает человеку идти на поводу у своего нафса (прихоти, вожделения), чтобы не прощать, мстить и т.п.
А Всевышний Аллах сказал: «А если шайтан станет наущать тебя, то прибеги к защите Всевышнего Аллаха! Ведь Он – Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от шайтана, то они поминают назидание и прозревают». («Аль-Аграф», 200-201 аят)
Поэтому при вспышке гнева, первым делом, от наущений шайтана следует прибегать к защите Всевышнего Аллаха!
Очень действенным способом для подавления гнева является изменение позы. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас гневается, и при этом стоит, пусть сядет. Если гнев у него пройдет, то хорошо. В противном случае, пусть ляжет». (Абу Дауд, Ахмад)
Следующий способ – совершение омовения. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение». (Абу Дауд, Ахмад)
Указывая на пагубность гнева наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайтесь гнева, воистину, это уголек, который раскаляется в сердце сына Адама. Разве вы не видите, как он краснеет во время гнева и как раздуваются его кровеносные сосуды?» (Ахмад, Абу Дауд)
Одной из причин гнева является спор. Сегодня споры по каким-либо религиозным вопросам стали обыденностью! И что интересно, часто спорят люди малообразованные в вопросах религии. Максимум его знаний – это чтение перевода хадисов. Что можно доказать такому человеку?! Споров с такими «учеными» лучше конечно избегать! Тем более, что за это предусмотрено воздаяние! Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я гарантирую дом в нижней части Рая тому, кто оставит спор, хотя правда будет на его стороне. И я гарантирую дом в средней части Рая тому, кто откажется от лжи даже в шутку. И я гарантирую дом на вершине Рая тому, у кого благой нрав». (Абу Дауд)
Будет уместным сказать несколько слов, касающихся достоинства сдерживания гнева.
Всевышний Аллах сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей». («Али Имран», 133-134 аят)
«Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются». («Аш-Шура», 36-37 аят)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто сдержит свой гнев, имея возможность излить его, в День Воскресения Пречистый и Всевышний Аллах призовет поверх голов всех Своих творений для того, чтобы он выбрал для себя ту райскую деву (гурию), которую пожелает». (Ибн Маджа)
«Силен не тот, кто может повергнуть других, силен тот, кто владеет собой во время гнева». (Бухари, Муслим)
«Если в человеке будут три качества, Всевышний Аллах обережет его, будет хранить под Своей заботой, скрывать его недостатки по Своей милости и введет раба под Свою любовь. Первое качество – благодарность. Это когда человеку дается благо, и он воздает хвалу Всевышнему Аллаху. Второе качество – великодушие. Это когда человек получает возможность мщения, но прощает. И третье качество – хладнокровие. Это когда он гневается, но быстро успокаивается». (Байхаки)
«От того, кто будет сдерживать свой гнев, Всевышний Аллах будет сдерживать Свое наказание. А у того, кто будет беречь свой язык, Всевышний Аллах скроет недостатки». (Укайлий)
«Нет ни одного глотка, который ценился бы выше Всевышним Аллахом, чем глоток гнева, который проглотил раб ради Него». (Ахмад)
Абдуссамат МАХАТ