Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Что такое сура?

29.07.2024
в Ислам, Статьи
0
470
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Важной особенностью Священного Корана является ниспослание сур и аятов частями. Ниспослание предыдущих Священных Писаний целиком было обременительным для их последователей, поскольку на верующих сразу возлагались большие обязательства, выполнить которые было под силу лишь избранным. В то же время коранические откровения ниспосылались по поводу определённых событий в жизни Пророка и его сподвижников.

СЛОВО «СУРА» имеет несколько лексических значений:

  1. Некоторые языковеды считают её упрощенной и облегченной формой слова «су’ра», произносимого с хамзой, и означающего «объедки» «остатки пищи в посуде». Поскольку сура Корана считается как бы отдельным его куском или отдельной частью, потому она названа так, то есть сурой, и лишь для облегчения произношения не выговаривают хамзу, и это слово звучит как «сура».
  2. Предполагается, что сура происходит от корня «сур», означающего ограждение и крепостную стену. Суру принимают за стену, прочно ограждающую айаты и объединяющую их в единое целое. Под этим словом понимают также мощные и высокие городские стены.
  3. Считается также, что слово «сура» происходит от слова «са вар», являющегося арабизированной формой персидского слова «даствара – дастбанд» («браслет»), ибо сура, подобно браслету, плотно облегает айаты Корана.
  4. Словом «сура» обозначают и высокий статус, высокопоставленное положение. Так, древний арабский поэт Набига аз-Зубйани говорит:

«А лам тара анна-л-Лаха а’така суратан Тара кулла малькин дунаха йатазабзабу»[1].

Разве не видишь, что Аллах даровал тебе суру,

Смотри, ведь без неё любая мощь колеблется.

Поскольку Божественное слово даже в пределах одной суры обладает высочайшим положением и авторитетом, его и назвали сурой.

  1. «Сура» может быть производной и от слова «тасаввур», означающего «подъем», «восхождение», как, например, в айате «Из тасаввару-л-михраба…»[2](«И когда восходят на святилище…»), где подразумевается именно это значение. Сурой в этом смысле свод айатов называют потому, что словно наложенные друг на друга, они последовательно поднимаются вверх.[3]Абу-ль-Футуху ар-Рази принадлежат замечательные слова, которые, на наш взгляд, весьма уместны в данном случае. Он пишет: «Знай, что сура обладает значением, достойным высочайшей чести. Свидетельством тому служат изречения ан-Набиги в его стихах «А лам тара анна-л-Лаха а’така суратан…» («Разве не видишь, что Аллах даровал тебе суру») Городскую стену оттого называют тоже сурой, что она высока и величественна. В этом значении данное слово употребляет тот, кто произносит его без хамзы. А в том случае, когда его произносят с хамзой, то, значит, оно происходит от выражения «су’р ул-ма’», что означает «остаток воды».[4]

Аль-Джа‘бари говорит: «Раздел Корана, включающий айаты, имеющие начало и конец, называется сурой». Другие считают, что сура является разделом из коранических айатов, располагающихся между двумя «бисмила».[5]

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025

Наименьшее число айатов (три айата) содержится в суре «Аль-Каусар», а наибольшее число айатов (двести восемьдесят шесть) содержит сура «Аль-Бакара». Но не следует забывать, что само слово «сура» и его форма множественного числа «сувар», как и слово «айат» (мн. число – «аййат»), употреблены во многих местах Корана.

ПОРЯДОК СЛОВ В КОРАНЕ

Большинство ученых в области коранических наук сходятся в том, что ныне существующий порядок сур в Коране является результатом решения авторитетных знатоков и этот порядок устроен сподвижниками Пророка (С) после его кончины в соответствии с их собственными вкусами и желаниями.

Кади Абубакр аль-Бакиллани в одном из своих высказываний отдает предпочтение именно этому предположению.

А Ибн Фарис говорит, что в благоустроении и упорядочении сур Корана заметны два варианта. В первом варианте порядок айатов и сур внушен свыше и осуществлен по указанию самого Пророка (С). Во втором варианте упорядочение сур взяли на себя сподвижники Пророка (С), которые расположили их сообразно своему собственному видению и разумению. Доводом в пользу этого предположения служат различия в списках Корана, подготовленных сподвижниками. Эти списки отличаются в плане расположения сур. Некоторые сподвижники располагали айаты и суры в порядке их нисхождения, как, например, это сделано в списке Повелителя правоверных Али (Мир ему!), где суры идут в следующей последовательности: «Икра’», «Аль-Мудассир», «Нун», «Аль-Музаммиль», «Таббат», «Ат-Такуир» и т.д. В данном случае в списке Али (Мир ему!) мекканские суры идут впереди мединских, тогда как в списке Абдуллаха ибн Мас‘уда они следуют так: «Аль-Бакара», «Али Имран», ««Ан-Ниса’» (Женщины)» и так далее, что сильно отличает его от списка Али (Мир ему!) Точно такого же рода отличия наблюдаются и между списками других сподвижников Пророка (С), что свидетельствует о том, что порядок сур установлен в результате общепринятого решения людей сведущих, а мнение и видение Пророка (С) не было причастно к этому.

Аз-Заркаши также входит в число ученых, которые полагают, что порядок сур в Коране установлен на основании дискуссии знатоков и по их заключению, а доказательством тому служат разночтения в коранических списках сподвижников Пророка (С).[7] Даже Аль-Аштах в своей книге «Аль-Масахиф» утверждает, что «семь длинных» сур расположены в порядке, установленном Усманом, и потому сура «Аль-Анфал» и сура «Ат-Тауба» оказались размещенными в числе «семи длинных» сур рядом друг с другом и неразделенными «бисмилой».[8]

Покойный Мухаддис Нури пишет, что одним из свидетельств свободного авторитетного заключения относительно порядка айатов и сур существующего Корана является список Повелителя правоверных Али (Мир ему!), расположившего в нем мекканские айаты перед мединскими и отмененные айаты перед отменяющими.[9]

Как говорит аль-Кирмани в своем сочинении «Аль-Бурхан», порядок сур Корана в нынешнем виде был уже записан так на божественной скрижали и именно в такой последовательности Пророк ислама (С) перечитывал Коран перед Джабраилом. В год своей кончины Пророк (С) дважды перечитывал полностью Коран перед Джабраилом именно в таком порядке. Последним айатом, ниспосланным Пророку (С), был, как известно, айат «Ва иттаку йауман турджа’уна фихи ила-л-Лах» («Бойтесь Дня, когда вы возвращены будете к Аллаху»), который Джабраил велел расположить между айатами «Ад-Дайн» и «Ар-Риба».[10] Ан-Нишапури в своём тафсире еще яснее высказывается о том, что Коран был собран воедино уже во времена Пророка (С), ибо не было айата, который по велению Пророка (С) не был бы поставлен в Коране туда, куда он конкретно указал писцам Откровения. А также не было такой суры, о которой он не говорил бы писцам Откровения: «Расположите её рядом с такой-то сурой». Как говорит по этому поводу Ибн Аббас, после нисхождения каждой суры Пророк (С) приглашал человека, записывавшего Откровение, и просил его поместить эту суру в том месте Корана, на которое он сам указывал или просто называл это место.

Даже ан-Нишапури, убежденный в том, что сбор и приведение в порядок Корана состоялись еще при жизни Пророка (С), наконец, высказывается, что суры не были ниспосланы в один раз и единовременно в виде готового списка. Он же заявляет, что каждый, кто думает, что существующий порядок сур Корана есть дело рук Усмана, тот сомневается в достоверности Корана и признает допущение в нем ошибок и искажений.[11]

КОЛИЧЕСТВО СУР КОРАНА. Коран состоит из ста четырнадцати сур, а по другой версии – из ста тринадцати сур. Правда, есть и такие авторы, которые показывают меньшее или большее число сур, и это на том основании, что некоторые говорят о ста тринадцати сурах в Коране исходя из того, что суры «Аль-Анфаль» и «Аль-Бара’ат» они воспринимали как одну суру, ибо между ними не было разделительной «Бисмилы».

Однако наиболее известной и общепринятой среди выдающихся и знаменитых мусульманских ученых является число 114, которое, по убеждению ас-Суйути и других ученых, есть наиболее достоверное и приемлемое. Предание, которое мы приведем сейчас со слов Божьего Пророка (С), еще раз подтверждает это число сур Корана. Пророк ислама (С) изволил сказать: «Общее количество сур Корана составляет сто четырнадцать сур (114). Количество айатов Корана составляет шесть тысяч двести тридцать шесть (6236) айатов. Количество всех букв в Коране – триста двадцать одна тысяча двести пятьдесят (321250) букв. Выучить Коран имеют желание и способны лишь счастливцы. Кроме приближенных к Милостивому, никто не может взвалить на себя благое бремя правильного чтения Корана».[12]

Некоторые ученые выражают твердое убеждение в том, что целью и смыслом деления Корана на суры является доказательство чудесного знамения и божественного происхождения этих сур и айатов. Это является также показателем оригинального и самобытного стиля каждой суры, самостоятельности многих их тем и сюжетов. Так, сура «Йусиф» основывается на предании об Иосифе Прекрасном, сура «Ибрахим» – на предании об Аврааме и его злоключениях, сура «Аль-Бара’ат» рассказывает о положении лицемеров и их тайных замыслах и так далее.

Все суры Корана, будь то длинные, короткие или средние, обладают чудодейственной силой. Конечно, фактором чудодейственности не является их объем, то есть долгота или краткость. Сура «Аль-Каусар» состоит всего из трех айатов, но по силе воздействия равняется той же самой большой суре «Аль-Бакара».

Другой аспект, привлекающий внимание, возможность обучения сурам детей, ибо заучивание сур они могут начать с самых коротких и постепенно шаг за шагом переходить к более длинным и со временем им удастся выучить весь Коран наизусть.

В своем сочинении «Аль-Бурхан» аз-Заркаши задается вопросом: почему другие небесные книги, поделённые на главы, не разбиты на части или айаты? Ответ на этот вопрос сам он предлагает двоякий: во-первых, потому, что эти книги не обладали столь изумительно ясным и четким делением, стройностью и упорядоченностью, доведенными до чудного совершенства, а, во-вторых, именно поэтому заучивание их наизусть и сохранение их в памяти не представлялось возможным.

Однако аз-Замахшари, в корне, не соглашаясь с постановкой вопроса аз-Заркаши, резонно возражает ему и говорит, что другие небесные книги, вроде Торы, Евангелия, Псалтыря и им подобных божественных писаний, как и Коран, тоже были поделены на суры, как делят писатели свои сочинения на главы, разделы и части. В этом заложен большой смысл и преследуются довольно мудрые цели.

Во-первых, если в каком-нибудь сочинении под одним общим заглавием имеются главы, разделы и параграфы, выделяемые тематически, то оно воспринимается лучше и приятнее, нежели то, что выглядит как одна нудная единообразная глава.

Во-вторых, если читатель, прочитав одну суру или одну главу какой-нибудь книги, перейдет к другой суре или главе, то не почувствует себя утомленным. Напротив, приступая к иной теме, он почувствует в себе пробуждение интереса к новому и с еще большим усердием примется за чтение. Ведь и странник, проделавший долгий путь, останавливается на привал и отдых, после чего вновь продолжает свой путь. Ведь длинная и нескончаемая дорога изнуряет путника. Именно поэтому Коран поделен на суры и части, дающие отдохновение читателю.

В-третьих, если кто-то стремится выучить Коран наизусть и сохранить в памяти заучиваемую суру, то он уверится в том, что усвоил часть Корана. Эта уверенность придаст ему силы и прибавит самоуважение. Со слов Анаса ибн Малика передают, что всякий, кто декламировал суры «Аль-Бакара» и «Ал Имран», уставал и потому выдерживал между ними паузу и делал небольшую передышку. Поэтому чтение одной суры в молитве более благотворно, нежели беспрерывная рецитация двух или нескольких сур подряд.

Ас-Суйути, считая мнение аз-Замахшари более предпочтительным, чем мнение аз-Заркаши, пишет: «Истина состоит в том, что и другие небесные писания были поделены, как и Коран, на суры. Ибн Абухатим приводит в своей книге предание со слов Катады, в котором он говорит: «Мы как-то сидели, обсуждая эту тему, и соглашались, что Псалтирь содержал сто пятьдесят сур, которые всецело были связаны с проповедями, назиданиями, нравоучительными наставлениями и восславлением Аллаха. Но не было в нем темы богоугодного и греховного, обязанностей и пределов дозволенного для уверовавших. А об Евангелии говорят, что оно содержит суру, носящую название «Притчи».[13]

Таково краткое изложение взглядов и мнений знатоков коранических наук о смысле и цели деления Корана на суры. Далее мы хотели бы остановиться на проблеме начал сур Корана, занимающей значительное место в коранической науке и истории Корана.

  1. «Аль-Фатиха»: 7 айатов, 29 слов, 142 буквы. Утверждают, что это первая полная сура, в то же время вторая или пятая сура, всецело ниспосланная в Мекке или же низведенная и в Мекке, и Медине.
  2. «Аль-Бакара»: 286 айатов (или 285, или 287 айатов), 6221 слово, 25500 букв. Эту суру еще называют «Алиф-лам-мим, залика-л-Китабу…» или «Фустат аль-Кур’ан». В очередности ниспослания – 87-я или 86-я, кроме айата 281-го, низведенного в Манна во время Прощального паломничества. Остальные айаты – мединские.
  3. «Али ‘Имран»: 200 айатов (или 199), 3480 слов, 14525 букв. В очередности низведения – 89-я, мединская.
  4. «Ан-Ниса’»: 176 айатов (175 или 177), 3745 слов, 16030 букв. В очередности – 92-я, мединская.
  5. «Аль-Маида»: айатов – 120 (или 122, или 123), слов – 2804, букв – 11933. Её называют еще «Аль-Укуд аль-мункиза». В очередности – 112-я, мединская (кроме айата 3-го, низведенного на горе Арафат во время Прощального паломничества).
  6. «Аль-Ан’ам»: айатов – 165 (или 166, или 167), слов – 3860, букв -12254. В очередности – 55-я. Ниспослана в Мекке, кроме айатов 20, 23, 91, 93, 114, 141, 151-153, являющихся мединскими.
  7. «Аль-А’раф»: айатов – 205 или 206, слов – 3825, букв – 13877. «Алиф-лам-мим-сад». В очередности – 39-я, мекканская, кроме айатов 163-170.
  8. «Аль-Анфаль»: айатов – 75 (или 76, или 77), слов – 1095, букв – 5080. В очередности – 30-я, мединская, кроме айатов 30-36.
  9. «Ат-Тауба»: айатов – 129 (или 130), слов – 4098, букв – 10488, имеет и другие названия: «Аль-Фазиха», «Аль-Мунаккира», «Аль-Джаус», «Аль-Мудамдама», «Аль-Мушакшака», «Аль-Муба’шара», «Аль-Бара’ат», «Аль-Хафира», «Аль-Мусира», «Аль-Азаб». В очередности – 113-я, мединская, кроме двух последних айатов, считающихся мекканскими. Поскольку эта сура не имеет «бисмилы», то нередко её считают частью или продолжением «Аль-Анфаль».
  10. «Йунис»: айатов – 109 (или 110), слов – 1832, букв – 7567. В очередности низведения – 51-я, мекканская, кроме айатов 40, 9496.
  11. «Худ»: айатов – 123 (или 121 или 122), слов – 1715, букв – 7513. В очередности – 52-я, мекканская, кроме айатов 12, 17, 114.
  12. «Ан-Нур»: 64 (или 62) айата, 1316 слов, 5680 букв. По счету – 102-я, мединская.
  13. Ас-Сафф» («Аль-Хаварийин», «Иса»): 14 айатов, 221 слово, 900 букв. По счету – 109-я, мединская.
Поделиться11Твитнуть7Поделиться1Поделиться

Похожие записи

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
Загрузить еще
Следующий пост
В Актау оштрафованы родители девочек в никабах и с игрушечными автоматами

В Актау оштрафованы родители девочек в никабах и с игрушечными автоматами

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00