Вопрос: дозволено ли жертвоприношение от имени умершего на Курбан айт. Будет ли воздание умершему за это и что делать с мясом этого жертвенного животного?
Ответ: согласно шариату, совершать жертвоприношение от имени покойного, дозволено. Но тот, кто приносит в жертву, должен сначала совершить жертвоприношение от своего имени.
Али (да будет доволен им Аллах) приносил две жертвы, одну за себя, а другую за Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И тем, кто спрашивал причину этого, он отвечал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел мне приносить жертву от его имени». (Абу Дауд)
Ибн Абидин (рохматуллахи аляйхи), в своем труде «Раддуль-Мухтар», по этому поводу сказал: «Мусульманин может купить на свои деньги животное принести его в жертву в дни праздника или в любые иные дни от имени своего умершего родственника, или же любого покойного собрата по вере. Человек может питаться мясом этого жертвенного животного сам, так же может раздать его другим людям. За совершение жертвоприношения он получит свое воздаяние. Однако в случае, когда человек совершает жертвоприношение по завещанию покойного и за его средства, он не может питаться этим мясом. Ибо это считаться обещанным жертвоприношением».
Согласно этому тот, кто хочет принести жертву за умершего, который не завещал ему совершить за него жертвоприношение, может использовать жертвенное мясо сам или же раздать его. Если же жертвоприношение завещано умершим, его наследники не должны оставлять себе мясо жертвенного животного, а должны раздать его бедным.
Если в первом случае время жертвоприношения не ограничено, и оно может быть совершено как в дни праздника, так и в любой другой день, то в случае жертвоприношения по завещанию покойного оно должно совершаться исключительно в праздничные дни.
Среди четырех мазхабов только согласно шафиитскому мазхабу нельзя закалывать жертвенное животное за умершего без его завещания. Согласно же остальным трем мазхабам, жертвоприношение за умершего человека, даже без его завещания, разрешается. («Раддул-Мухтар»).