Хариджит (множественное «хауаридж»): группа. От корня: хурудж (выходить).
Применяется как «хариджит, хариджиты», так и «хауаридж».
Хариджиты были прозваны так по причине выхода уммы и правителей мусульман. Поэтому «хариджит, хариджиты, хауаридж» можно перевести как «вышедший (вышедшие) из мусульманский общины».
Началом появления хариджитов считается время правления халифов Османа ибн Аффана и Али бин Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах).
Если говорить об особенностях, присущих хариджитам, то вот некоторые из них:
— расхождение в своей практике и религиозных убеждениях с традиционным Исламом;
— дискредитация Ислама;
— расхождение с вероучением традиционного Ислама во многих фундаментальных вопросах;
— такфир мусульман. То есть обвинение их в неверии, как по причине совершения ими больших грехов, так и по причине несогласия со взглядами хариджитов;
— восстание против законного правителя мусульман, которого они считают неверным;
— ради достижения своих целей использование лжи и обмана;
— разрешение убивать мусульман, присваивать их имущество.
Не об одной заблудшей группе среди мусульман не пришло столько предостережений в пророческих хадисах как о хариджитах. О них передается более двадцати хадисов с хорошими и достоверными иснадами. Происходит это ввиду большого вреда, наносимого ими мусульманской общине.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предсказал разделение мусульманской общины. (Табарани, Ибн Маджа, Ад-Дарими) И указал, что в этом случае следует придерживаться пути большинства мусульман. (Тирмизи, Хаким, Абу Нуайм) При этом отколовшихся от большинства мусульман Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка. (Ахмад, Абу Дауд).
Как и предсказал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), после Его кончины, стали появляться течения, характерной особенностью которых было превратное толкование Священного Корана и хадисов с целью подтверждения правдивости своих ложных идей.
В основе заблуждения хариджитов лежит чрезмерность в вопросах религии и непонимание сути Ислама. Указывая на это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они выйдут из религии, подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой дичи!» (Бухари, Муслим).
Таким образом наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уподобил их стреле, которая вылетела из насквозь пробитой мишени, так как они быстро входят в Ислам и так же быстро его покидают его.
Хариджитам присуща жесткость, переходящая в жестокость, что приводило к тому, что они не признавали авторитетных сподвижников, выдающихся ученых и под лозунгом «джихада» убивали женщин и детей.
В «Муснаде» имама Ахмада (рохматуллахи аляйхи) говорится, что они будут физически сильными и с «горячими головами». Также в «Муснаде» имама Ахмада (рохматуллахи аляйхи) и в «Сунан» имама Байхаки (рохматуллахи аляйхи) сказано: «Появится течение молодых, резких и физически сильных людей, которые будут хорошо читать Коран, но он будет у них только на языке». (Ахмад, Байхаки).
Они будут нравиться людям за их старания и что из-за этого они будут самовлюбленными. (Ахмад).
Их признаком будут убийства. (Ахмад).
В «Мустадрак» имама Аль-Хакима (рохматуллахи аляйхи) говорится, что их слова будут хорошими и красивыми, но действия – плохими.
В «Сунан» имама Ибн Маджа (рохматуллахи аляйхи) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что они будут молодыми выскочками и бездумными мечтателями с отсутствием здравомыслия и что они будут приводить слова лучшего из творений (т. е. Коран и хадисы).
В «Сунан» имама Абу Дауда (рохматуллахи аляйхи) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о том, что в общине мусульман произойдет разногласие и раскол, а затем появятся люди, которые будут произносить красивые слова, но совершать плохие дела. Они будут читать Коран, однако он не пройдет ниже их глоток. Они вылетят из религии, подобно стреле, вылетающей из пробитой мишени, и не вернутся. Они наихудшие из творений. Они будут призывать к Книге Аллаха, тогда как сами не будут иметь к ней отношения.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, после меня в моей общине, или вскоре после меня, в моей общине появятся люди, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток. Они будут выходить из религии подобно тому, как вылетает стрела из пробитой ею насквозь дичи, а затем они не станут возвращаться в нее. Они – худшие из людей и творений». (Ахмад, Муслим, Ибн Маджа, Ибн Хиббан).
Абдулла ибн Омар (да будет доволен им Аллах), который считал хариджитов худшими из творений Всевышнего Аллаха, сказал: «Поистине, они взяли на вооружение аяты, касающиеся воинствующих и бесчинствующих безбожников, и применили их против верующих». (Бухари).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ближе к Концу Света появятся люди, молодые по возрасту, глупые. Речи их будут прекрасны. Их вера не опустится ниже гортани. Они будут вылетать из религии подобно тому, как вылетает стрела из лука». (Бухари, Муслим).
«В среде моих последователей появятся люди, вы будете испытывать нежелание молиться вместе с ними. Они будут читать Коран, но он не спустится ниже их гортани. Они будут вылетать из религии подобно тому, как стрела вылетает из лука». (Бухари).
Передают со слов Абу Галиба о том, что Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сказал: «Худшие из убитых под небосводом и лучшие из убитых те, кого они (хариджиты) убили! Собаки из числа обитателей Огня! Они были мусульманами, но стали неверными!» Я спросил: «О, Абу Умама! Это то, что ты говоришь твое мнение?» Он ответил: «Нет! Я слышал это от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!» (Ахмад, Тирмизи, Ибн Маджа).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах, бестолковые в умах, которые станут произносить лучшие речи людей, которые будут читать Коран, но он не пройдет дальше их глоток! Они выйдут из Ислама подобно тому, как стрела вылетает из пробитой насквозь дичи…». (Ахмад, Тирмизи, Ибн Маджа).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хариджиты – собаки Огня!» (Ахмад, Ибн Маджа, Ааль-Хаким).
В хадисах сказано, что хариджиты будут появляться каждый век.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены», и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут разгромлены. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет Даджаль!» (Ахмад, Ибн Маджа)
Также в хадисах сказано, что хариджиты будут появляться ближе к концу света.
От Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) который сказал, что слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Во времена ближе к Концу света появятся люди молодые годами и бестолковые умами, которые станут произносить слова лучшего из созданий (т.е. хадисы), однако они выйдут из Ислама подобно стреле, которая вылетает из пробитой насквозь дичи. Вера этих людей не пройдет ниже их глоток…». (Бухари, Абу Дауд).
В другой версии, которую привел имам Муслим (рохматуллахи аляйхи) также от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда приблизится конец света, появятся люди – выскочки и бездумные мечтатели, они будут говорить слова лучшего из людей (т.е. хадисы), будут читать Коран, и он не будет достигать ниже глотки, они будут пересекать религию Аллаха (Ислам), словно стрела, выпущенная из лука…». (Муслим)
Все сказанное выше касается хариджитов. Но как же качества, присущие им, схожи с качествами тех, кто не придерживается определенного мазхаба, так называемые «саляфиты», которые отрицательно настроены против основной массы мусульман, обвиняя их в неверии, при этом определяя их участь в Судный день. То есть предопределяя им участь обитателей Ада. Тем самым они приписывают себе прерогативу Всевышнего Аллаха, а именно предопределение судьбы того или иного верующего. А это ни что иное, как уподобление себя Всевышнему Аллаху! Ибо одному лишь Всевышнему Аллаху известно будущее всякого создания!
Абдуссамат Махат