Четверг, 8 мая, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Как следует понимать тексты об атрибутах Всевышнего Аллаха

29.11.2023
в Избранное, Религиозные течения, Статьи
0
1.5k
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Понимание учеными ахлюс-сунны уаль-джамаа текстов о сыфатах (качествах) Всевышнего Аллаха основывается на понимании саляфов (праведных предшественников), то есть сахабов, табигинов и атбагут-табигин. Понимание же саляфами текстов о сыфатах Всевышнего Аллаха, в свою очередь, зиждется на том, как Всевышний Аллах описал Себя в аятах Корана или устами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Так, имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани сказал: «Все факихи (ученые) на Западе и на Востоке пришли к консенсусу и согласились на том, что необходимо верить в Коран и хадисы об атрибутах Господа, которые правдивые люди достоверно передают от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) без искажения, (подробного) описания и уподобления (творениям). Сегодня, если кто-либо разъясняет эти хадисы, то тем самым выходит за границы убеждений, которых придерживался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и отдаляется от общины мусульман. Потому что они не описывали (подробно) и не разъясняли их, а отвечали в согласии с тем, что говорится в Коране и сунне, после чего умолкали». (аль-Лялякаи, «Шарх усуль и’тикад Ахлис-Сунна»)

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Что касается качеств (сыфатов), о которых ты спросил, и того, что говорится в Коране и Сунне по данной теме, то мазхаб предшественников заключался в том, чтобы подтвердить их (наличие) и пройти их поверхностно, отрицая, что они подразумевают материальный образ и подобие (Аллаха творениям)». («Аль-Гунья ан аль-калям ва ахлихи»)

Имам Ибн Куддама аль-Макдиси сказал: «Мазхаб предшественников, да пребудет над ними милость Аллаха, заключается в том, что необходимо верить в качества (сыфаты) Аллаха и Его имена, которыми Он описал Себя в аятах Корана или устами Своего Посланника, не добавляя ничего к ним, не убавляя и не переходя границ этого (описания), без разъяснения и без аллегорического толкования, которое противоречило бы внешнему значению». («Заммут-таъвиль»)

Таким образом получается, что саляфы, то есть сахабы, табигины, атбагут-табины утверждали наличие качеств (сыфатов), о которых говорилось в Коране и сунне, без искажения их и без разъяснения.

Следующим качеством саляфов было отрицание того, что Всевышний Аллах подобен или схож с творениями, как Он сказал: «Нет ничего, подобного Ему» (Коран, 42:11), или же: «Не придавайте же Аллаху равных» (Коран, 2:22).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), разъясняя смысл этого аята, сказал: «Равных» означает «подобных». Этого же мнения придерживались и другие ученые из числа праведных предшественников.

В Астане обсудят будущее исламской экономики

В Астане обсудят будущее исламской экономики

08.05.2025
Муфтий: Чувство патриотизма начинается с уважения к Родине

Муфтий: Чувство патриотизма начинается с уважения к Родине

07.05.2025

Концепция отрицание того, что Всевышний Аллах подобен или схож с творениями называется «танзих». Так, имам аль-Хатыб аль-Багдади, указывая на эту концепцию, сказал: «Что касается разговоров о сыфатах, а именно – о тех сыфатах, что приведены в достоверных сводах хадисов, то, поистине, саляфы подтверждают их и проходят поверхностно, отрицая наличие у Аллаха образа (кайфия) и подобия (ташбих) чему-либо. Одна группа полностью отрицала сыфаты, следовательно, они порицали то, что говорил Аллах. А группа людей, утверждающих сыфаты (мусаббитун), воспринимала их буквально, следовательно, они пришли в этом вопросе к уподоблению и приданию образа Аллаху. Мы же желаем проложить путь посредине, и религия Аллаха находится между крайностью и упущением. За основу в этом [вопросе берется тот факт], что рассуждения о сыфатах есть часть рассуждения о Сущности, посему здесь следует придерживаться тех же границ и примеров. Если общеизвестно, что подтверждение Господа миров является подтверждением Его существования, а не Его образа, то таким же образом подтверждение Его сыфатов – это лишь подтверждение их существования, а не их ограничение и придание им образа». (Имам Аз-Захаби, «Тазкират аль-Хуффаз»)

Следующим требованием в отношении сыфатов Всевышнего Аллаха является «тафуид».

Тафуид: оставить знание о смысле на волю Всевышнего Аллаха, не давая каких-либо разъяснений.

Так, имам Аль-Багауи, к словам Аллаха «кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками», сказал: «В подобных аятах лучше всего верить во внешнюю сторону этих слов, оставлять знание о них на волю Всевышнего Аллаха и верить в то, что Аллах, да будет возвышено Его имя, чист от качеств творений. Так поступали имамы-саляфы и ученые сунны. Суфьян ибн Уяйна сказал: «Все то, чем Аллах описал Себя в Своей книге, нужно читать и (после этого) смиренно молчать. Никто не имеет право толковать их, кроме Аллаха и Его Посланника». (Тафсир Аль-Багауи)

Суть тафуида в том, что:

  1. Тот смысл, который первым приходит на ум при упоминании качеств Всевышнего Аллаха, не подразумевается под ними. Потому что такой смысл не подобает Всевышнему Аллаху, а лишь материальным (сущностям), например, смысл «рука» в слове «йад», смысл «зрачок» в слове «айн», смысл «нижняя конечность, на которую тело опирается при стоянии и ходьбе» в словах «кадам» и «риджль». Ведь концепция тафвида отрицает, что Всевышний Аллах подобен творениям.
  2. У качества (сыфата) Всевышнего Аллаха существует смысл, который подобает Ему, однако Он не сообщил нам о назначении этого смысла. Аллах разъяснил, что знание смысла качеств надо оставить на Его волю.
  3. Следует оставлять на Всевышнего Аллаха знание об истинном смысле Его качеств, который соответствовал бы Величию Аллаха.

Ученые ахлюс-сунны уаль-джамаа, поясняя суть «тафвида» у саляфов, выделяет именно три вышеуказанных аспекта.

И так, выше мы упомянули о трех главных качествах саляфов, то есть сахабов, табигинов и атбагут-табигин касательно сыфатов Всевышнего Аллаха. Это:

  1. Утверждение сыфатов Всевышнего Аллаха, о которых говорится в Коране и Сунне, без искажения их и без разъяснения.
  2. Танзих. То есть отрицание того, что Всевышний Аллах подобен или схож с творениями.
  3. Тафуид. То есть оставление знания о смысле на волю Всевышнего Аллаха, не давая каких-либо разъяснений.

Игнорирование этих трех правил в отношении сыфатов Всевышнего Аллаха непременно приводит к ташбиху (уподоблению Всевышнего Аллаха творениям) и таджсиму (приписыванию телесности Всевышнего Аллаха). В общем и целом, ташбих и таджсим является антропоморфизмом.

Поделиться36Твитнуть22Поделиться4Поделиться

Похожие записи

В Астане обсудят будущее исламской экономики
Избранное

В Астане обсудят будущее исламской экономики

08.05.2025
В Алматинской области пройдет марафон-байге «Ұлы дала жорығы»
Новости

В Алматинской области пройдет марафон-байге «Ұлы дала жорығы»

08.05.2025
Загрузить еще
Следующий пост
В Эр-Рияде прошел казахстанско-саудовский бизнес-форум

В Эр-Рияде прошел казахстанско-саудовский бизнес-форум

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

  • Оральный секс: дозволено или запретно?

    Оральный секс: дозволено или запретно?

    886 поделились
    Поделиться 354 Твитнуть 222
  • Месяц Шавваль и его значимость для верующих

    1173 поделились
    Поделиться 469 Твитнуть 293
  • В каком возрасте желательно мальчику делать обрезание?

    540 поделились
    Поделиться 216 Твитнуть 135

Последние публикации

В Астане обсудят будущее исламской экономики
Избранное

В Астане обсудят будущее исламской экономики

08.05.2025
В Алматинской области пройдет марафон-байге «Ұлы дала жорығы»
Новости

В Алматинской области пройдет марафон-байге «Ұлы дала жорығы»

08.05.2025
Наследный принц Абу-Даби посетит с официальным визитом Казахстан
Новости

Наследный принц Абу-Даби посетит с официальным визитом Казахстан

08.05.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2024 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

      Update Required Flash plugin
      -
      00:00
      00:00
        Задать вопрос
        Задать вопрос