7 октября 2023 года движение ХАМАС, контролирующая сектор Газа, выпустило по Израилю 5 тысяч ракет, объявив о начале масштабной операции. Израиль в ответ объявил о военной операции против сектора Газа. Политолог, президент Международного центра геополитического прогнозирования «Восток–Запад» Карлыгаш Нугманова считает, что эта ситуация выгодна абсолютно всем участникам конфликта и даже тем, кто пока еще не вступил в него. Эксперт дала прогноз вероятного сценария развития событий на Ближнем Востоке.
Очередная попытка решить все проблемы разом
Карлыгаш Нугманова отмечает, что начавшийся почти две недели назад военный конфликт на Ближнем Востоке будет долгим.
— Анализ новой системы мироустройства показывает, что война на Ближнем Востоке будет долгой и является продолжением переформатирования нового мирового порядка. Все больше признаков, что разворачивается очередная попытка решить накопленные проблемы разом. Ни о каком блицкриге речи не будет, эта история надолго. Возможно, завершится история ближе к выборам в США, — говорит эксперт.
При этом, ситуация на руку Израилю, по которому был открыт огонь. По словам политолога, спор между Израилем и сектором Газа в лице вооруженной палестинской группировки ХАМАС за территорию сектора Газа давний. И чем дольше будет длиться новый палестино-израильский конфликт, тем больше шансов у Израиля «разогнать» всех палестинцев сектора Газа по соседним государствам, а заодно решить параллельно другие проблемы.
— …Израилю необходимо «выдавить» всех палестинцев из сектора Газа, потом из Западного берега (реки Иордан – прим. ред.) и вокруг границ. Создать условия, чтобы им некуда было возвращаться, и они «разбежались» по всему Ближнему Востоку и Европе. Израиль не будет стараться уничтожить ХАМАС, взять штурмом сектор Газа и т.д., он продолжит заниматься «ландшафтным дизайном», для чего понадобятся деньги и оружие, которые до этого шли на поддержку Украины, — высказала свое мнение Карлыгаш Нугманова.
Спикер отмечает, что множественность участников стратегических игр в данном случае, к которым относят Россию, Иран, Турцию, Китай, Индию, Пакистан и США, а также международные нефтяные монополии, является проработанным и логичным нарративом.
— Что касается Израиля, то его, наряду с Саудовской Аравией, причисляют к игрокам второй линии. Триггером для Британии, России, Ирана являются свои интересы, которым война в секторе Газа не будет мешать, наоборот, создаст возможность решить свои дела, а прямые проблемы с беженцами пройдут мимо, — говорит политолог.
Она пояснила, что несколько миллионов палестинцев окажутся в Египте после начала гуманитарной катастрофы, которая неизбежна.
— Каир не сможет держать границу закрытой долго. Добавьте к этому проблемы Египта с исламистами, да и не только его. Предыдущий президент был свергнут в 2013 году, а его партия «Братья-мусульмане» (запрещенная террористическая организация в Казахстане – прим. ред.), которая очень близка ХАМАС, объявлена террористической. Всю эту толпу Египет начнет «выпроваживать» по окрестным странам и в Европу. Израиль же будет продолжать стрелять и бомбить, чтобы даже мыслей не было о возвращении, — прогнозирует дальнейшее развитие событий эксперт.
Тактика «новой нормальности»
Текущая ситуация на Ближнем Востоке, как отмечает Карлыгаш Нугманова, породила еще один мощнейший поток информационного мусора.
— Кто-то сразу заговорил о «Плане Соломона». Некие провокаторы «слили» информацию о том, что наступление ХАМАС организовали Иран и Россия, дабы отомстить Израилю за помощь Украине. В США и Канаде обыватели уверены, что во всем виноват Путин. А израильские стратеги делают вид, что они ни о чем не подозревали, и нападение ХАМАС стало для них неожиданностью, — говорит эксперт.
Однако, на ее взгляд, превращение сектора Газа в безлюдную пустыню, выдавливание палестинцев в Египет на Синайский полуостров, а после рассеяние их по всему Ближнему Востоку, Турции и Европе, четко просматриваемый план.
— Получится у Израиля или нет, хотя для него это вопрос жизни и смерти, неизвестно. Однако внутреннее очищение через военные действия, к сожалению, становится трендом, — назвала печальную тенденцию политолог.
По ее словам, данный тренд хорошо ложится в другой — очень выгодный третьим сторонам. Это использование тактики втаскивания «неугодных» в разного рода конфликты в невыгодной для них позиции, дабы лишать их легитимности на существование. К сожалению, по ее словам, это становится тактикой «новой нормальности».