Сегодня мы рассмотрим один из манхаджей (методологий) имама Ибн Таймии, касаемый имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, описанный им в его труде под названием «Ар-Рисаляту Ат-Тадмурия».
«Ар-Рисаляту Ат-Тадмурия»: один из трудов имама Ибн Таймии, в которых разбираются некоторые вопросы таухида (единобожия).
Так, согласно мнению имама Ибн Таймии нельзя делать никаких утверждений или же отрицаний в отношении атрибутов Всевышнего Аллаха, кроме тех, которые имеются в Священном Коране и Сунне. В качестве примера можно привести отрицание телесности Всевышнего Аллаха. Известно, что саляфиты применяют в отношении Всевышнего Аллаха такое выражение, как «джисм» (тело). Имам Ибн Таймия говорит, что «джисм» (тело) – это обобщенное выражение, не имеющее конкретное значение, в которое каждый человек может вкладывать какие-то свои смыслы, по причине чего выражение «тело» в отношении Всевышнего Аллаха нельзя не отрицать и не утверждать в отношении Всевышнего Аллаха. Например, один из шейхов приверженцев саляфизма, ныне покойный шейх Усаймин (1929-2001 г.г.) утверждал, что: «Если «джисм» (тело) – это кости, мясо, сухожилия, то мы (то есть приверженцы саляфизма) отрицаем это. Если же это руки, глаза, лик, то утверждаем это в отношении Всевышнего Аллаха».
Возникает вопрос: почему приверженцы саляфизма отрицают в отношении Всевышнего Аллаха кости, мясо, сухожилия и т.п., но не отрицают такие части тела, как руки, ноги, глаза, лик и т.п., хотя в Коране и Сунне не говорится об органах, частях тела Всевышнего Аллаха и об их направлениях (верх, них, правая, левая, передняя и тыльная стороны)? Также в Коране и Сунне ничего не сказано об отрицании костей, мяса, сухожилий и т.п. в отношении Всевышнего Аллаха! И тут возникает второй вопрос: в чем проблема отрицания приверженцами саляфизма Всевышнему Аллаху костей, мяса и сухожилий?! По сути приписывание Всевышнему Аллаху рук, ног, глаз и т.п. является ни чем иным, как таджсимом. То есть приписыванием телесности Всевышнему Аллаху. Вот и получается, что любой саляфит может вообразить Всевышнего Аллаха без костей, сухожилий и мяса, но не может вообразить Его без тела. То есть он может утверждать: «Да. Я признаю телесность Всевышнего Аллаха, но без костей, мяса, сухожилий». Почему происходит такой абсурд? Потому что представление приверженцев саляфизма сводится к воображению муджассима. То есть человека, который приписывает Всевышнему Аллаху телесность. А между тем в Коране и Сунне нет ни одного утверждения, которое послужило бы доказательством истинности подобного вероубеждения в отношении сущности Всевышнего Аллаха!
Выше мы сказали, что согласно мнению имама Ибн Таймии нельзя делать никаких утверждений или же отрицаний в отношении атрибутов Всевышнего Аллаха, кроме тех, которые имеются в Священном Коране и Сунне. Тогда получается, что саляфиты не могут отрицать в отношении Всевышнего Аллаха кости, мясо, сухожилия и прочие вещи. Ведь чтобы отрицать все это, согласно утверждению имама Ибн Таймии, такое отрицание должно быть в Коране и Сунне. То есть в Коране и Сунне должно быть ясно сказано, что Всевышний Аллах не мясо, не кости, не сухожилия и т.п. Но в Священном Коране и Сунне нет таких утверждений! Тогда возникает вопрос: почему саляфиты отрицают наличие у Всевышнего Аллаха костей, мяса, сухожилий? Потому что в их воображении это является таджсимом. То есть уподоблением Всевышнего Аллаха творениям. Тогда возникает следующий вопрос: почему, в таком случае, в понимании саляфитов приписывание Всевышнему Аллаху глаз, рук, ног и т.п. не является таджсимом? Потому что в их воображении это не таджсим?!
Из всего сказанного не трудно понять всю абсурдность вероубеждения приверженцев саляфизма. Если рассмотреть по пунктам, то:
— первый пункт: с одной стороны, саляфиты отрицают наличие у Всевышнего Аллаха таких составляющих любого тела, как кости, мясо, сухожилия и т.п., и в то же время приписывают Всевышнему Аллаху такие части тела, как руки, ноги, глаза.
— второй пункт: в понимании саляфитов приписывание Всевышнему Аллаху костей, мяса, сухожилий является таджсимом. То есть уподоблением Всевышнего Аллаха творениям. Хотя приписывание Всевышнему Аллаху рук, ног, глаз, сторон является ничем иным, как антропоморфизмом. То есть таджсимом (уподоблением Всевышнего Аллаха творениям).
— третий пункт: отрицая наличие у Всевышнего Аллаха костей, сухожилий, мяса и т.п. органов тела, саляфиты противоречат вероубеждению их главного наставника имама Ибн Таймии, который утверждал, что нельзя делать никаких утверждений или же отрицаний в отношении атрибутов Всевышнего Аллаха, кроме тех, которые имеются в Священном Коране и Сунне. А ведь в Коране и Сунне ничего не сказано об отсутствии у Всевышнего Аллаха костей, сухожилий, мышц и т.п.
Такова абсурдность вероубеждения приверженцев саляфизма, которые любят утверждать, что именно они, и только они, являются приверженцами Таухида (единобожия), что лишь они следуют требованиям Священного Корана и Сунны, в то время как они следуют лишь своему воображению!
Абдуссамат Махат