Ислам ведет каждого мусульманина к стремлению приобретения знании и мудрости в религии. Мы, уже не раз говорили, что основами ислама является Священный Коран и Пречистая сунна нашего любимого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Во времена Пророка и после него люди, ищущие знания были близки к жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и поэтому хорошо разбирались в многих деталях религии и старались сохранять все это дальше для последующих поколении мусульман.
Нужно еще отметить, что в эти времена праведных предшественников, ислам был в основном распространён недалеко от Мекки и Медины и среди приближенных государств к этому региону. И в изучении разных тем ислама в области знания давалось несложно и понималось людьми легко. Можно, даже отметить, что многие ученые того времени легко запоминали аяты Священного Корана и хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Наверно можно отметить здесь много факторов, во-первых, праведность и богобоязненность этих людей, их целеустремленность в приобретении знании во имя Всевышнего, а не для каких-либо иных целей. Во-вторых, это тот факт, что они жили сразу после того, как пришел сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). В-третьих, всегда умели проявлять терпение и проявлять свое усердие на пути в поисках знании. Ведь сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поощрял это. Передается от Хумейда ибн ‘Абд ар-Рахмана, что он слышал, как Му‘авия обратился с проповедью к людям и сказал: «Я слышал, как Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кому Аллах желает блага, тому Он дает понимание религии». Этот хадис передал имам ал-Бухари. Передается от ‘Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): сказал: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает (ему) других». Этот хадис привел имам ал-Бухари. Абдулла ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда кто-то из нас изучал десять аятов, то он не переходил к следующим, пока не понимал смысл и значение предыдущих и не действовал в соответствии с ними». Это изречение привел имам ат-Табари в своей книге «Джами‘у-ль-байан». И таких хадисов можно привести очень много, потому что приобретение знания в исламе всегда имело большое значение в исламе.
Но согласитесь со мной, что время проходит и не стоит на месте, ислам начинает распространиться еще дальше от центра самого исламского мира, когда уже мусульманами становится не только арабы, но многие и многие другие народности и нации. Здесь можно подчеркнуть, что те, кто читают книги об истории ислама, истории распространения ислама, книги, где много и хорошо рассказывается об распространении ислама и исламского халифата, о том, как и каким образом ислам принимают многие народы, богатые и бедные, сильные и слабые, мужчины и женщины, взрослые и дети, будут иметь хорошее представление о раннем положении ислама и мусульман.
Ислам истинная религия Всевышнего Аллаха, и куда бы она не приходила, люди принимали и любили ее, кто один раз познал истинность этой религии, уже не хотели ее оставлять. Знающие мусульмане принесли собой свет ислама, учили культуре и цивилизации, высокой нравственности, силе духа, чистоте и опрятности, честности и благородности, труде и целеустремленности, доброте и сохранению семейных ценности — и все это не могло оставить в стороне от религии многих людей.
Далее мы видим, что с распространением ислама за территории арабских земель, шариат ислама начинает переплетаться с традициями, обыкновениями и обычаями тех народов и людей, которые принимали ислам и становились мусульманами. Вот в этот самый момент, когда люди начали нуждаться в правильном понимании основ своей религии, стали появляются школы четырех мазхабов, тех выдающихся ученых, которые повели за собой мусульман в лоне ахли-Сунна уа жамагат следуя Священному Корану и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и давая объяснения и толкование многим аспектам и положениям ислама и соответствие некоторых традиции к положениям религии. Одним из таких выдающихся ученных был имам А‘зам Абу Ханифа ан-Ну‘ман ибн Сабит аль-Куфи, исламский ученый с большой буквы, и о нем можно говорит очень много. Имам А‘зам Абу Ханифа не мало сам учился и после себя оставил много учеников и написанных
Ислам в Центральной Азии и в Казахстане
Всмести с приходом ислама на территории Центральной Азии и Казахстана, к нам пришел путь или школа именно ученого, факиха, богослова и правоведа А‘зам Абу ан-Ну‘ман ибн Сабит аль-Куфи. Ученые Ислама суннитского толка Ханафитского мазхаба (школы) стали распространять и усиливать основы религии и ее аспекты.
Обратите внимание, что сразу после этого, на территории Центральной Азии и Казахстана стали появляется много мечетей, медресе и библиотек, где собирались много мусульманских разных книг и учились много людей, которые в дальнейшем становились выдающимся учеными ислама своего времени в Центральной Азии. Мы можем просто гордится, перечисляя своих ученых в этой области. Ученые ислама сделали свою лепту и показали людям, как можно сохранять свои обычай и традиции, не нарушая основ и положении религии Ислама.
Известный ученый ислаского мира имам Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Сахл ас-Сарахси в своей книге «Китаб ал-Мубсут» пишет, что за основу исламского права после Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), можно в некоторых случаях взять «‘урф». Понятие «‘урф» в переводе с арабского означает «традиции или обычай» непротиворечащий шариату (исламскому праву, юриспруденции) ислама. Также ученый ханафитского мазхаба Мухаммад Убайдулла ал-Ас‘ади в своей книге «Мужаз» говорит, что для облегчения и легкого понимания некоторых аспектов мусульманского права можно использовать «‘урф». Но предупреждает, что «‘урф», то есть «традиции и обычай» бывают двух видов, те, которые соответствуют шариату и те, которые противоречат.
Шейху-л-Ислам Бурхануд-дин Али ибн Абу Бакр ал-Маргинани в книге «Ал-Хидая шарху бидаяти ал-Мубтади» пишет, что ислам дает свое разрешение для сохранения хороших традиции и обычай, которые есть или имеют быть в той или другой народности, или нации. Но при этом мы мусульмане всегда в этом вопросе должны обращается к авторитетным ученым ислама, имамам или устазам. Обратите внимание, в таких вопросах нужно и лучше советоваться именно с учеными ханафитского мазхаба. То есть человек должен всегда приобретать полезные знания своей религии у местных ‘улама и ученых ислама.
Сообщается от ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара, Абу Са’ида аль-Худри, Ибн ‘Аббаса и Хусейна ибн ‘Али, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приобретение знания, является обязанностью каждого мусульманина!» Этот хадис привел имам Ибн Маджа и имам ат-Табарани. Каждый кто, считает себя мусульманином должен или приобретать знания, или же следовать за теми, кто имеет знания Ислама и тогда такому человеку следование принципам и положениям ислама не будет очень сложным и обременяющим.
Прошло немало времени, как ислам пришел к нам, и сейчас уже современный мусульманин на основах религии и мусульманских решении (фатауа) может спокойно, не входя в религиозный фанатизм и радикализм, совершать свои ислам в Центральной Азии и в Казахстане.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман». Сура ан-Нахл, аят 89. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) по поводу чрезмерности и излишеств говорил: «Опасайтесь излишеств в религии, так как тех, кто жил ранее, погубило именно излишество в религии». Этот хадис привел имам Ахмад и Ибн Маджа.
Облегчай религию, а не затрудняй ее для людей
Ведь в жизни все просто и логично, когда человек обращается к основам ислама, когда осознает, что все, что делает его жизнь сложной и не дает ему покоя, уже разъяснено Аллахом в Священной Книге, и не нужно искать ответы и ломать себе голову, нужно только следовать тому, что предписано нам, обращаясь к знающим людям в религии. Мы, люди, иногда настолько сосредоточены на том, чтобы находить сложные решения, когда ответ на каждый вопрос уже лежит перед нами. Легко и просто совершай свое поклонения полагаясь на знания, которые есть у знающих мусульман, и полагайся, да просто полагайся на Всевышнего Аллаха.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), принес эту религию как облегчение и радость для мусульман. В сводах хадисов не встретишь сообщений о том, что последователи Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), жаловались на обременение или тяжесть религии, но есть сообщения, в которых говорилось о том, как Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), порицал некоторых слишком усердных мусульман, порицая их чрезмерность и призывая к балансу между поклонением и другими их обязательствами и делами. Он порицал и тех, кто создавал препятствия в религии, усложнял ее для других. Так, однажды он попрекнул человека, ведшего молитву, в ходе которой он читал длинные суры, причиняя неудобства другим участникам молитвы (то есть затягивая молитву и задерживая этих людей).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас встал имамом, предстоятелем для совершения обязательной молитвы-намаза совместно с другими, тогда пусть облегчает (не удлиняет молитву и не усложняет ее долгим чтением аятов из Корана, продолжительным пребыванием (в поясном или земном поклоне). Поистине, среди них (среди молящихся за ним, могут быть) маленькие дети, пожилые люди, ослабленные (уставшие, например, от продолжительного пути или работы), больные, кто прихворнул либо те, у кого есть нужда (например, кто опаздывает куда-то по семейным или рабочим делам). Но если человек молится (совершает очередную обязательную или дополнительную молитву-намаз) один сам по себе, тогда может удлинять совершение ее или сокращать, как пожелает». Этот хадис от Абу Хурайры предали имамы Ахмада и аль-Бухари. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), старался облегчать людям религиозную практику, когда дело касалось выбора между различными религиозными делами, он отдавал предпочтение той, которая легче в исполнении.
Таким образом, верующим не следует усложнять самим себе принципиальное соблюдение предписаний религии и обременять свою жизнь, исповедуя религию не во благо, а в тягость. Следует помнить о том, что мы, мусульмане, хотим того или нет, являемся примером для других людей, у которых представление об исламе складывается по нашему образу жизни. Исходя из этого, если мы хотим показать всю красоту и прелесть ислама другим людям, то должны искренне прочувствовать её сами, а это возможно лишь в том случае, если мы, не осложняя и не затрудняя соблюдаем требования и положения религии. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставляя, сказал: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения!» Этот хадис привел имам аль-Бухари.
Сейчас очень важно показать людям не то, что делает человека полноценным мусульманином, и требовать от него многого, а то, что каждый, кто хочет быть в исламе, имеет на это право. И, если человек встал на путь истины, тогда уже обучать его всему тому, что есть в нашей религии. И самое подходящее такому мусульманину, будет путь или школа Ханафитского мазхаба, так, как именно этот путь дает с одной стороны знания исламских положении, и с дрогой стороны дает возможность следовать традициям и обычаем своего народа, конечно тем традициям, которые не противоречат основам и принципам самого ислама. Если проникнуть в труды ученых ханафитского мазхаба, в особенности Центральной Азии, то можно найти очень многого о том в религии, что дает для мусульманина легкость и облегчение.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что ислам простая религия и не ведет к сложности, мусульманин, который имеет знания или путь, ведущий знающими людьми всегда будет на правильном пути, он сможет с одной стороны быть соответствующим к мусульманскому праву и с дрогой стороны сумеет сохранить те традиции и обычай в жизни, которыми живет в этой жизни. Мы мусульмане, не должны забывать, что у нас Ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба (школы), и что мы ахл-и сунна валь-джама’aт.
Нурлан КАЙРБЕКОВ,
Доктор PhD религиовед, исламовед
Заведующий отдела религиозной экспертизы ДУМК