Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Роль лошади в традиционной культуре казахов

30.08.2023
в Избранное, Общество, Статьи
0
2.7k
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Лошадь издревле занимало важное место в быту и культуре казахского народа, которая имеет большой след из древности и это неудивительно, казахи были кочевым народом.

 Немного из истории

В научном сообществе не окончательного мнения о родине доместикации лошадей, но Казахстан входит в число стран, где возможно произошла доместикация лошадей.

История одомашнивания лошади в Казахстане уходят своими корнями в неолитическую эпоху, при которой сложились все условия для формирования элементов производящего хозяйства.

В тот исторический период на обширные и лесные территории переселяются различные сообщества, что привело в итоге к созданию новых культурно-исторических культур, одним из которых стала Ботайская культура, назвали ее по названию близлежащего села (исследователь Виктор Зайберт).

Площадь найденного археологами поселения довольно внушительная и составляет примерно 15 гектаров. Здесь было найдено много жилищ, и хозяйственных построек. Но еще больше археологов удивила другая находка помимо костей человека, были найдены многочисленные останки животных, анализ показал, что это кости лошади. Исследуя кости лошадей, ученые выяснили, что в среднем лошадь у ботайцев жила от 4 до 5 лет и более, что подтверждало идею доместикации, а не охоты на этих диких животных.

Многие археологи свидетельствуют, что в курганах на территории Казахста­на часто вместе с хозяином хоронили либо головы лошадей, либо шкуры. На годовые поминки казахи обязательно закалывали лошадь, что было символом того, что умерший достигал своих предков к этому времени. Культ коня до сих пор остается загадкой для многих исследователей.

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025

 Лошадь и спорт

Для кочевого жителя и воина — конь обязательный атрибут. Неудивительно что у казахов существовали разнообразные игры, связанные с лошадью. Их разнообразие поражает воображение: аламан бәйге, тоқ бәйге, жорға жарыс, құнан бәйге, көкпар, қыз қуу, аударыспақ, теңге алу, жамбы ату и т.д.

 Упоминание лошадей в устном народном творчестве казахской культуры

Описание лошади в эпосах казахских батыров имеется практически во всех эпосах.

Так, конь Алпамыса Байчубар со­ветует своему хозяину, как поступить, чтобы тот смог «пре­одолеть путь в сорок дней пути за один момент»: Не натягивай удила, Чтоб исполнить наши дела. Внешний вид богатырского коня отличается от других лошадей. Таковы конь Тарлан батыра Ер-Таргына, конь Тайбурыл батыра Кобланды, конь Байчу­бар батыра Алпамыса, о котором говорится, что «с неба сорок старцев сошло, старцы отвратили удар хозяина».

Элемент лошади в культурно-обрядовой жизни казахов

По поверьям казахов и кыргызов лошади считались священными (киелі) животными и наделялись свойствами оберега, талисмана — «құт» — приносящего счастье, богатство, удачу.

У многих кочевых народов было распространено древнее представление о магической силе конского волоса. Шаманы многих народов обматывали свои ритуальные бубны конскими волосами. У кыргызов имелись своеобразные талисманы, являвшими собой «катышки» лошадей (жылкынын тизеги), перевязанные конскими волосами. Этот талисман должен был вызвать обилие лошадей и вообще прибыль.

Герои тюрко-монгольских эпосов, попав в затруднительное положение, сжигают волосок, который ему дает конь при расставании, и таким образом вызывает его.

Также отдельные обряды были связаны с лошадью, а именно деторождение.  Так после истечения сорока дней ребенка переносили через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров — «Үзенгіден өткізу».

Так человек, сидящий на лошади, вытаскивает правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводят через петлицу стремени. Вместе с ребенком проводили через стремена и щенков породистых собак. «Собака — одно из семи сокровищ», — гласит казахская пословица. Согласно некоторым материалам, обычай «Үзенгіден өткізу» встречается чаще в Восточном Казахстане, Алтае, Тарбагатае по сравнению с другими районами. Верили в то, что тот, кого провели через стремена, будет счастливым. Также такой обычай встречается и в Центральном Казахстане в отличие от Западного, где он не встречается вообще. «След ангела» или «Періштенің ізі» — так называется горсть земли, на которой оставался отпечаток конского копыта. Эту горсточку земли клали в тряпочку и под подушку ребенку в колыбель или же добавляли щепотку земли в воду, в которой купали ребенка, так как такая вода считалась целебной.

Все это позволяет утверждать, что, если у казахов не было «культа лошади», но факт существования наивысшего почитания коня среди казахов по сравнению с другими домашними животными очевиден.

 

Источники:

— https://e-history.kz;

— Зайберт В.Ф. Ботайская культура. — Алматы: «Қазақпарат», 2009. — 576 стр.

 

Поделиться66Твитнуть41Поделиться8Поделиться

Похожие записи

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
Загрузить еще
Следующий пост
Ваше отношение к строительству и работе католических школ в Казахстане?

Ваше отношение к строительству и работе католических школ в Казахстане?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00