Нововведение: бидга.
Согласно ахлюс-сунне уаль-джамаа, то есть приверженцам четырех мазхабов: ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов, бывает два вида бидга: одобряемая и порицаемая.
Одобряемая бидга: нововведение, не противоречащее основам религии, не искажающее религию, объединяющее мусульман. В качестве примера можно привести совершение тарауих-намаза джамаатом в месяц Рамазан. Как известно, во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тарауих-намаз не совершался джамаатом на всем протяжении Рамазана. Эта практика появилась во времена правления второго праведного халифа Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Как известно, намаз джамаатом является одним деяний, объединяющих верующих, и это нововведение Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) практикуется по сей день!
Порицаемая бидга: нововведение, противоречащее основам Ислама, искажающее ее, вносящее раздор в общину мусульман.
Как не странно, псевдосаляфиты, каждым вторым словом которых является: «Мы должны придерживаться Корана и Сунны. Мы должны следовать стезей ас-саляф ас-солих, то есть за праведными предшественниками»,-вносят в религию нововведения, которые в корне противоречат основам религии и вносят раздор в общину мусульман, что выражается в разделении «на своих и чужих».
Будет к месту упомянуть некоторые из таких нововведений!
Разделение качеств, присущих Всевышнему Аллаху, на три вида:
— таухид улухия;
— таухид рубубия;
— таухид асмаи уа сыфат.
Таухид: единобожие.
Таухид улухия: признание лишь Всевышнего Аллаха достойным поклонения.
Таухид рубубия: признание того, что лишь Всевышний Аллах наделяет уделом творения.
Таухид асмаи уа сыфат: признание того, что Всевышний Аллах обладает прекрасными именами и качествами.
Это нововведение, автором которого является Ибн Таймия. До Ибн Таймии в мусульманской общине такого разделения качеств, присущих Всевышнему Аллаху, не существовало. В настоящее время вера в такое разделение качеств Всевышнего Аллаха является, с точки зрения псевдосаляфитов, неким образом правильности вероубеждения. То есть тех, кто не разделяет качества, присущие Всевышнему Аллаху на эти три вида таухида, псевдосаляфиты причисляют к неверующим. Дело в том, что подобного разделения качеств Всевышнего Аллаха не существовало ни в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни во времена табигинов и атбагут-табигин, а если быть точнее, до VII века по хиджре (13 век) среди мусульман не было разговора о разделениях качеств Всевышнего Аллаха на три вида таухида. Проблема в том, что это учение Ибн Таймии стало причиной разделения мусульман «на своих и чужих», а ведь Коран и Сунна призывают к единству мусульман. Удивляет тот факт, что пседвосаляфиты, которые по случаю и без случая любят утверждать о следовании Корану и Сунне, первыми противоречат одному из главных требований Ислама, то есть требованию не разделения мусульман.
Абдусамат Махат