Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Эксперт рассказал об особенностях контрпропагандистской работы в Интернете

21.06.2023
в Интервью
0
387
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Развитие информационных технологий и внедрение цифровизации в различные сферы жизнедеятельности усилили влияние электронных площадок и социальных сетей на общественное мнение.

Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в Казахстане. По данным «Global Digital 2022» 62,5% мирового населения используют всемирную сеть интернет, общее количество пользователей в мире составляет — 4,66 млрд., в Республике Казахстан — 15,4 млн.

В связи с этим, различные псевдорелигиозные организации переформатируют свою деятельность в онлайн-пространство, эффективно применяя возможности электронных платформ. Широкой популярностью пользуются социальные сети, которые предоставляют больший информационный охват среди интернет-пользователей. Кроме того, информация поступающая по данным каналам воспринимается пользователями с минимальной критичностью, что позволяет использовать социальные сети для распространения псевдорелигиозных идей, таких как: неверное толкование священных писаний, религиозных рукописей, ложное заявление о божественной силе или знаний, эмоциональные призывы в поддержку малоавторитетных религиозных представителей и групп т.д.

Анализ социальных сетей показывает, что основной контент каналов псевдорелигиозных групп носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов. Информационно-идеологические установки и контент продвигаются в закодированных чатах и закрытых каналах популярных социальных медиа и мессенджеров. Высокопрофессиональные порталы и сайты привлекают пользователей интересной инфографикой, оперативностью обновления, быстрой реакцией на самые последние события в регионах и в мире, продуманностью интерфейса, адресной ориентацией на различные социальные группы людей разного возраста.

Целевой аудиторией контента является молодежь, которая в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию. Приоритетное внимание уделяется категории молодежи из социально-уязвимых слоев населения, выпускников и учащихся спортивных школ и секций, студентам различных специальностей (специалисты в области химии, физики, IT-индустрии, переводчики и т.д.).

В связи с ростом данных вызовов, приобретает актуальность контрпропагандистская работа в сети интернет, которая имеет свои особенности, связанные с формами, методами работы и применяемыми инструментами.

На сегодняшний день в мире используются различные методы контрпропагандистской работы в интернет-пространстве. Согласно исследованиям Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Женевского центра политики безопасности, эти методы делятся на две основные категории: контрпропаганда и медиа-информационная грамотность[1].

Имам из Казани: Что такое ваххабизм и чем он опасен?

Имам из Казани: Что такое ваххабизм и чем он опасен?

03.12.2025
Крупнейшие мечети Казахстана: что строится сегодня

Крупнейшие мечети Казахстана: что строится сегодня

26.11.2025

Метод контрпропаганды направлен на использование проектов, разоблачающих экстремистскую информацию в сети интернет (openyoureyes.net, islamagainstextremism.com и т.д.). Кроме того, инициатива «Redirectmethod.org» с помощью таргет-инструментов «Adwords» перенаправляет пользователей сети на YouTube каналы созданные против экстремистских материалов (документальные фильмы, вопросы и ответы по религиозным вопросам, дискуссии). Данный метод в настоящее время реализуется при помощи неправительственных организаций[2].

Методом медиа-информационной грамотности является набор программ (NETMED, MIL CLICKS, Mind Over Media, YouTube Creators for Change), созданных с целью профилактики идей религиозного экстремизма среди молодежи и развития навыков критического мышления. Программа развития Организации Объединенных Наций на основе медиа-информационной грамотности организует международный конкурс по разработке мобильных игр и приложений «PEACEapp» с целью профилактики экстремистских идей среди пользователей сети интернет.

В Республике Казахстан в рамках государственной политики в сфере религии применяются методы контрпропаганды и информационно-разъяснительной работы по профилактике религиозного экстремизма в сети интернет. Контрпропаганда проводится в социальных сетях региональными Управлениями по делам религий и Центрами изучения религии. Эффективным механизмом контрпропаганды является организация работы по сбору, обобщению и анализу результатов мониторинга СМИ, блогосферы, форумов, социальных сетей для выявления наиболее острых и актуальных проблем, дискуссионных тем, оказывающих влияние на общественное мнение, провоцирующих конфликтные ситуации в религиозной сфере. На основе результатов мониторинга формируется материал направленный на профилактику распространения деструктивных идей в интернет-пространстве.

Информационно-разъяснительная работа в интернет-пространстве имеет свои особенности, связанные направленностью социальных сетей и поведением интернет-аудитории, которая с каждым годом трансформируется и приобретает новые характеристики. Например, с популярностью социальных сетей «Instagram», «Tik-Tok» возросла роль видеоконтента, изменился формат воспроизведения с горизонтального на вертикальный, уменьшилось время фокусировки аудитории на одном материале. Эти факторы учитываются в подготовке контрпропагандистского материала и построении общей стратегии информационно-разъяснительной работы в интернет пространстве.

Мероприятия направленные на контпропагандистскую работу в интернете требуют скоординированного алгоритма действий государственных органов и экспертного сообщества. Данные меры охватывают широкий комплекс мероприятий информационно-просветительского характера в онлайн формате. Для достижения эффективных результатов при организации информационно-разъяснительных мероприятий необходимо выстраивать системную работу с упором на нейтрализацию предпосылок и причин распространения идей религиозного экстремизма среди всех социальных групп населения. Для решения данной задачи совершенствуются методы работы в интернет-пространстве и внедряются новые инструменты коммуникации и взаимодействия с онлайн-аудиторией. Вместе с тем, для повышения эффективности информационно-разъяснительной работы рекомендуется применять инструменты аналитики (Google Trends) и новейшие разработки искусственных интеллектов (нейросеть ChatGPT), которые помогают в анализе и разработке контрпропагандистского контента.

Для достижения положительных результатов контрпропагандистской работы необходимо не только теоретические знания в области информационных технологий, но и комплексная стратегия работы в сети интернет, которая состоит из мониторинга, анализа, разработки контента и оценки эффективности проводимых мероприятий.

[1]

[2] https://www.gcsp.ch/publications/cyber-jihad

Главный эксперт Сводно-аналитического департамента Центра Н.Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога Р.Ж. Қадіров

Поделиться9Твитнуть6Поделиться3Поделиться

Похожие записи

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
Загрузить еще
Следующий пост
В Караганде определены места для жертвоприношения скота на Курбан-айт

В Караганде определены места для жертвоприношения скота на Курбан-айт

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00