«Мы те самые гражданки Казахстана, которые находятся в тюрьме «Русафа» в Багдаде …»
Это сообщение пришло на редакционный номер Tengrinews.kz пару недель назад. Женщина утверждала, что она казахстанка и находится в иракской тюрьме. По ее словам, вместе с ней отбывают срок еще 5 женщин из Казахстана. Когда-то они вместе с мужьями покинули Казахстан и «уехали в поисках настоящего ислама». Но по прошествии нескольких лет оказалась в багдадской тюрьме. Где сейчас находятся их мужья и живы ли они вообще, неизвестно.
По словам женщины, иракские власти их задержали еще в 2017 году. Вот уже шесть лет они находятся в багдадской тюрьме, где содержатся осужденные жены боевиков ИГ («ДАИШ» — запрещена в Казахстане).
Фото предоставлено героиней материала.
«Мы те самые гражданки Казахстана, которые находятся в тюрьме «Русафа» в Багдаде …»
Это сообщение пришло на редакционный номер Tengrinews.kz пару недель назад. Женщина утверждала, что она казахстанка и находится в иракской тюрьме. По ее словам, вместе с ней отбывают срок еще 5 женщин из Казахстана. Когда-то они вместе с мужьями покинули Казахстан и «уехали в поисках настоящего ислама». Но по прошествии нескольких лет оказалась в багдадской тюрьме. Где сейчас находятся их мужья и живы ли они вообще, неизвестно.
По словам женщины, иракские власти их задержали еще в 2017 году. Вот уже шесть лет они находятся в багдадской тюрьме, где содержатся осужденные жены джихадистов ИГ («ДАИШ» — запрещена в Казахстане).
Шесть казахстанок отбывают пожизненное наказание в иракской тюрьме по обвинению в терроризме. Фото предоставлено героиней материала.
Мы приводим расшифровку обращения заключенной в иракской тюрьме гражданки Казахстана.
«… Мы являемся гражданками Казахстана. Мы слушались своих мужей… Вначале многие не понимали, куда приехали, так как не было опасности и там не бомбили. А когда уже начали бомбить, то было уже поздно.
Мы не участвовали в террористической деятельности, мы никого не убивали, мы не подстрекали, мы не спонсировали и не участвовали в каких-либо террористических актах, мы только сидели дома и воспитывали своих детей.
Мы убежали и вышли в Пешмергу (курдские военные формирования. — Прим. корр.). С нами был один из мужей, среди наших женщин. Пешмерга – это Курдистан. Потом они нас продали Иракскому правительству. Нас привезли в тюрьму Багдада «Русафа» 23 января 2018 года.
Они нам обещали, что будут делать нам депортацию. После очередных допросов начались суды без переводчиков и без присутствия наших представителей. У нас отбирали детей и отправляли в детские дома Ирака. Подростков — и мальчиков, и девочек — отправили в тюрьмы для подростков. Они заставляли нас подписывать все бумаги, которые давали нам, угрожая, что отберут у нас наших детей. Самое драгоценное, что у нас было, – это наши дети. И чтобы нас не разлучили, мы делали все, что они нам говорят.
Суды проходили в 2018 году. Мы сами не знаем, за что нас осудили, по какой статье и к чему мы причастны. Суды проходили на арабском языке, не было ни переводчика, никого, и мы сами не понимали их язык. Около 20-30 женщин отвозили в судебное заседание и всех судили, может, по 2-5 минут за один день. На основании чего, я не знаю. Сколько дней я у них прошу: ознакомьте меня со статьей, по которой вы нас осудили, говорят, кануния (юридический) занят. Мы так и не знаем ни своих сроков, ничего».
Как стало известно, в конце апреля — начале мая 500 заключенных женщин иракской тюрьмы «Русафа» начали голодовку. Среди них были и казахстанки. Об этом официально сообщил МИД РК.
«Недавно мы проводили спецоперацию по доставке казахстанских детей из Ирака, она называлась «Русафа», это были дети наших гражданок, которые осуждены на пожизненное заключение в Ираке. 24 апреля в посольство Казахстана в Иордании поступило сообщение о том, что в знак протеста против приговора иракских властей о пожизненном лишении свободы за участие в деятельности террористической организации несколько иностранных граждан, в том числе граждане Казахстана, в Багдаде начали голодовку в тюрьме «Русафа». Заключенные требуют скорейшего проведения процедуры экстрадиции», — сообщил официальный представитель МИД Айбек Смадияров.
Вот что рассказывает женщина о голодовке.
«У нас самые худшие условия: 30 женщин в одной камере, два окошка маленьких, где солнце вообще не заходит к нам. Везде только бетонка на полу, и очень мало кроватей. Наше здоровье с каждым днем ухудшается. Медслужба вообще на нуле, на все болезни, которые женщины болеют, они дают только один препарат — парацетамол. Только вот после голодовки начали нам давать уколы и системы. В данный момент после голодовки стало еще больше больных сестер».
Мы поняли, что мы так и ничего не добьемся. И решили начать голодовку всей тюрьмой – 500 женщин. И просить амнистию за несправедливо данный нам срок.
Ранее иракское правительством разослало приглашения всем странам навестить своих граждан… На нашу голодовку наши дипломаты не посетили нас.
Нас кормят каждый день рисом и ужасным томатным супом, который вообще никто не ест. Мы просим наше государство обратить на нас внимание, так как мы убежали из мест, где идет война, в надежде, что вернемся на Родину. Мы послушались своих мужей и отправились за ними. Все в жизни ошибаются.
Они осудили нас несправедливо, дав такие большие сроки. Обвинив в том, чего мы не делали. Мы не участвовали ни в каких террористических актах, уже 6 лет мы сидим, и наше казахстанское правительство только забрали наших детей. И по поводу нас, женщин, работы не идут, чтобы забрать нас в нашу страну».
По соображениям безопасности женщин мы не публикуем их имена и личные данные. Однако известно, что это уроженки Алматы, Уральска и Карагандинской области.
В КНБ подтвердили, что указанные лица действительно сейчас находятся в иракской колонии «Русафа».
«По имеющимся данным, в 2017 году они были задержаны в Ираке и осуждены к пожизненному заключению по обвинению в участии в террористической деятельности согласно законодательству этой страны», — сообщили на официальный запрос Tengrinews.kz в Комитете Национальной безопасности Казахстана.
По данным Генеральной прокуратуры, к ним поступили обращения этих граждан о возвращении на Родину.
«В этой связи компетентным органам Ирака по дипломатическим каналам на основе принципа взаимности направлен запрос о передаче их в Казахстан для дальнейшего отбывания наказания. Отмечаем, что положительное решение вопроса зависит не только от желаний осужденных и усилий сторон, но и от особенностей национального законодательства Республики Ирак«, — подчеркнули в Генпрокуратуре.