Какие исторические корни имеют казахские традиции взаимопомощи и каково их место в нашей современной жизни, рассказали в Управлении по делам религий города Алматы.
Традиции, связанные с помощью ближним, на протяжении столетий существовали в казахской степи. С течением времени они изменялись, приобретая новые особенности, черты и смыслы. Часть традиций, конечно, со временем была утеряна и забыта, но многие обычаи сохранились по сей день. Например, можно вспомнить о давней традиции, которая имеет название асар.
Ее суть заключается в том, что люди собираются вместе для помощи другому человеку, которому предстоит выполнить тяжелую работу. Эта традиция уходит корнями глубоко в прошлое. Жизнь в степи никогда не была легкой, и людям было необходимо держаться вместе и постоянно помогать друг другу, чтобы выжить. В те далекие времена казахи часто помогали друг другу перегонять скот с одного пастбища на другое. Расстояния между пастбищами могли достигать десятков, а то и сотен километров, поэтому одному человеку управиться с такой работой было очень тяжело. Помимо этого, люди собирались вместе, чтобы защищаться от врагов и отбиваться от нападений захватчиков. Если человек попадал в беду, близкие и знакомые считали своим долгом помочь ему.
С переходом казахов к оседлости и появлением первых современных жилищ традиция асар приобрела новое направление. Теперь частой стала практика, когда родственники и друзья помогают человеку или семье в строительстве дома. Как мы понимаем, на это порой уходит не одна неделя, но люди стремятся помочь, чем могут. То же самое касается и ремонта дома: казахи стараются исполнить асар, оказав посильную поддержку. Важно понимать, что асар – это акт безвозмездной помощи.
За него не принято брать денег, все основывается на искреннем желании помогать ближнему. Кроме того, человек понимает, что завтра эта помощь может понадобиться уже ему самому, и тогда знакомые, помня о его бескорыстии и доброте, обязательно придут на подмогу. В конце работы тот, кому помогли, может разве что накрыть для друзей дастархан – в знак благодарности.
Мало что так объединяет людей как традиция асар. Она укрепляет родственные и дружеские связи, ведь в основе обычая лежит безвозмездность. Сейчас в больших городах Казахстана люди все реже стали вспоминать о существовании асара. Это понятно: современный уклад жизни все больше способствует автономности человека и разрыву родственных связей. Тем не менее, казахи и даже представители других этносов нашей страны к асару все еще прибегают, особенно в сельской местности.
Другой казахской традицией, которая имеет глубокие исторические корни, можно назвать жылу жинау, которую сокращенно называют просто жылу. Об этом обычае говорилось еще в своде законов «Жеті жарғы», принятом при хане Тауке. Согласно нему, казахи были обязаны помогать тем, кто попал в беду, потерял скот, лишился жилища или утратил кормильца. Считалось, что принять участие в жылу – священная обязанность каждого.
Зачастую помощь нуждающимся инициировалась властями – ханами и биями. Фото: unsplash.com Со временем традиция жылу жинау стала приобретать добровольный характер. Каждый человек по ходу своей жизни сталкивается с различными трудностями и бедами, и иногда одному ему не справиться с тяжелой ситуацией. Жылу жинау подразумевает оказание как материальной, так и моральной помощи.
В качестве примера можно привести случаи, когда семьи в результате пожара теряют свои дома. Тогда родственники и соседи стремятся поддержать их: дают еду, одежду, скот, а также помогают заново отстроить жилище. Кроме того, осуществлять жылу могут и незнакомые люди, которые имеют возможность и желание помочь бедствующим.
Потеря кормильца является большой трагедией для любой семьи. Очень часто в случае подобной беды осуществляется жылу: неравнодушные люди материально помогают тем, кого постигло горе. Это могут быть и деньги, и необходимые семье вещи.
Конечно, немаловажную роль играет и моральная поддержка. Традиция жылу жинау очень сильно похожа на то, что сегодня в мире называют благотворительными акциями. В нашей стране очень часто жылу и такие акции сплетаются в единое целое. Это неудивительно, ведь цели и принципы у них практически одинаковые.
В конечном итоге важно, что люди искренне и на безвозмездной основе жертвуют материальные средства тем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию и остро нуждается в помощи.
Автор: Ермакова Ярослава