Пятница, 5 декабря, 2025
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Главная
  • О проекте
  • Авторизация
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение
No Result
Посмотреть все
KAZISLAM.KZ
No Result
Посмотреть все

Способствует ли религия деградации казахстанской семьи?

11.10.2022
в Государство и религия, Избранное, Статьи
0
520
ПРОСМОТРЕЛИ
Поделиться на FacebookПоделиться на Twitter

Де-юре Казахстан остаётся светским государством, но де-факто с каждым годом обретает всё более мусульманский облик. Это отчётливо видно по трансформации института семьи, где многожёнство уже не воспринимается как отход от нормы, а в отношении женщин допускаются самые различные формы дискриминации. Но как это сочетается со взятыми нашей страной обязательствами по обеспечению гендерного равенства? И что должно делать государство, чтобы остановить столь опасную тенденцию? Слово экспертам.

Халида Ажигулова, доктор права PhD:

«Фактически многожёнство стало прикрытием для коррупционеров»

— Сами по себе религии не создают никаких проблем, напротив, любая из них содержит важные нравственные ориентиры и правила, которые помогают людям делать правильный выбор в пользу добра, справедливости, честности, порядочности и так далее. Всё это вопросы внутренней морали и совести человека.

Проблемы возникают на уровне интерпретации религиозных правил. Да, это часто необходимо, поскольку все традиционные религии были основаны многие века назад, то есть при совсем других исторических обстоятельствах, и современному человеку не всегда может быть понятен смысл отдельных их положений. Но здесь многое зависит от того, кто и в чьих интересах толкует эти правила. Порядочный эксперт будет интерпретировать религиозные нормы объективно, с фокусом на милосердие, справедливость и иные добродетели. Тогда как непорядочный, напротив, будет пытаться навязать свои идеи человеку или даже целой демографической группе, например, женщинам, с целью ограничить их права. И это очень опасно, особенно когда подобным занимаются малообразованные и недобросовестные религиозные лидеры, которым доверяют верующие.

Жители нашей страны всегда должны помнить, что Казахстан – это светское правовое государство и что они вправе следовать заветам любых религий, но лишь в том объёме, который не противоречит Конституции и законам РК, а также обязательствам по международным договорам в области прав человека. Например, в Коране есть положение, которое требует отрубать руку вору, – такая мера практиковалась еще в VII веке, когда не была развита пенитенциарная система. Понятно, что в XXI веке подобное недопустимо, и если кто-то начнёт требовать лишать преступников конечностей, то его просто обвинят в религиозном экстремизме.

Поэтому сегодня любые нормы Корана нужно трактовать с учетом современного устройства общества. Недопустимо злоупотреблять ими с целью ограничения или нарушения прав человека, в том числе нельзя притеснять, подавлять женщину в семье (смотрите статью 14 Конституции РК, статью 30 Кодекса о браке и семье). К примеру, правонарушением является, когда муж заставляет жену носить платок и закрытую одежду, поскольку это сугубо её личное дело. Истинно верующие должны, прежде всего, следить за собой, за своими действиями и словами, но никто не вправе выступать в роли цензора и навязывать религиозные взгляды другим людям, даже членам семьи. Такое поведение противоречит самой религии, которая гласит, что человек должен прийти к богу добровольно, и тем более нарушает законы РК (статья 145 Уголовного кодекса).

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025

Самое интересное, что люди, ссылающиеся на религиозные нормы с целью ограничить права женщин, нередко делают это для оправдания своих правонарушений. Те же семейные абьюзеры прикрываются Кораном, когда применяют к жёнам физическое насилие, а религиозные экстремисты, когда сексуально эксплуатируют девушек. Были случаи, когда группа мужчин поочередно заключали «никах» с одной и той же женщиной. Их религиозный брак длился около двух дней, после чего супруг произносил «талак» (в переводе с арабского означает «развод») и передавал «жену» следующему мужчине. С их точки зрения, никакого прелюбодеяния не было, потому как половые отношения совершены во время брака. Но с точки зрения прав человека, женщина подверглась сексуальной эксплуатации и многократному принуждению к близости в результате намеренно искаженного толкования религиозных норм.

Казахстанские коррупционеры, кстати, тоже любят апеллировать к священной книге, дабы оправдать свою полигамию. А потом они же записывают на внебрачных (от токал) детей наворованное имущество, чтобы скрыть его от контролирующих органов…

Как ученый-юрист я детально изучала вопрос многожёнства, знакомилась с авторитетными научными исследованиями, касающимися религиозного права. Так вот, согласно контекстуальному толкованию, Коран не поощряет, не требует, а лишь допускает полигамию, да и то в исключительных случаях и при строгом соблюдении определенных условий. Дело в том, что это явление было распространено ещё до появления ислама, причем у мужчин могло быть неограниченное количество жён, но когда они погибали в бесконечных войнах, то оставляли после себя много сирот и вдов. Поэтому Коран, прежде всего, ограничил многожёнство, обязав в качестве второй жены брать, в первую очередь, сироту, каковой в том числе считалась вдова с детьми. Тем самым учитывалось, что в отсутствие эффективной государственной системы соцзащиты такие женщины подвергались наибольшему притеснению и насилию. То есть именно для их защиты ислам допускал полигамию как исключение из общего правила, а в целом он закреплял именно моногамию.

Очевидно, что в XXI веке овдовевшей женщине не нужно искать защиты для выживания в лице другого мужчины. Собственно, как и молодой девушке, чтобы самореализоваться, нет необходимости быть младшей женой человека, который годится ей в отцы. Сейчас совершенно другие условия, у женщин и девушек есть все возможности для того, чтобы самим строить свою судьбу.

Что интересно, в других странах Центральной Азии – Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане — многоженство считается преступлением, хотя нельзя сказать, что там население менее религиозно, чем в Казахстане. У нас же уголовную ответственность за полигамию отменили ещё в 1998 году. Но это фактически стало прикрытием для коррупционеров, расхищающих государственные ресурсы и деньги налогоплательщиков. Среднестатистическому казахстанскому мужчине на свою среднюю зарплату нынче даже одну семью тяжело содержать. В подавляющем большинстве, чтобы ее прокормить, приходится работать и мужу, и жене.

Если мы хотим жить в действительно правовом государстве, то должны, прежде всего, соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан. Нельзя прикрываться догмами ислама или других религий для оправдания дискриминации женщин или любого другого человека по какому бы то ни было признаку.

Галым Жусипбек, независимый исследователь:

«Трактовки религии могут призывать к гендерному неравенству»

— Рост религиозности населения несет как позитивные, так и негативные последствия для института семьи. Позитив заключается в том, что значительно «сужаются» условия, способствующие домашнему насилию, поскольку религия противоборствует алкогольной и наркотической зависимости, которая является одной из главной причин бытовой агрессии. Кроме того, она дает людям смысл жизни и ориентиры, соответственно делая их более осознанными и психологически устойчивыми, что благоприятно влияет и на положение женщин, их права.

А вот негатив я вижу в том, что нередко религиозные нормы и толкования (даже так называемые традиционные — консервативные) идут вразрез с принципами и ценностями правого государства и современного общества, в том числе такими, как универсальность прав человека и уважение личности каждого вне зависимости от пола и веры. Более того, определённые трактовки могут не только легитимизировать, но и призывать к гендерному неравенству.

По мнению представителей прогрессивного исламского «манхаджа» и исламского феминизма, консервативный религиозный дискурс основан на трёх столпах — традиционной маскулинности, гендерной оппозиционности и патриархальной доктрины чести (не универсальной доктрины человеческой чести и достоинства, а именно патриархальной). Поэтому сторонники консервативных учений не принимают всецело основную идею прав женщин, а именно то, что они являются самостоятельными субъектами, обладающими теми же правами что и мужчины. Более того, такая практика может восприниматься и преподноситься как своя — «аутентичная».

Плюс к этому некоторые мусульманские деятели намеренно продвигают религиозные интерпретации, которые ведут к дальнейшей дискриминации и отрицанию универсальности прав женщин (это касается и прав детей). Например, к домашнему насилию, неформальной легитимации многожёнства и т.д. Поэтому есть смысл говорить о том, что религиозное возрождение подошло к тому моменту, когда его нужно анализировать под призмой вопроса: какие вызовы может нести религиозность развитию прав человека и инклюзивного общества?

Однако не стоит впадать в логическую ошибку генерализации и упрощенчества. Религии не являются статичными, монолитными и однородными. По сути, есть много «исламов». Например, исламский феминизм или же гетерогенная, разношерстная, реформаторская мусульманская теология, которая апеллирует к философии «макасыд». Последняя предлагает толковать ислам согласно основополагающим принципам, в число которых входит универсальное понимание справедливости, чести и достоинства человека, а также гендерное равенство. Одно из его проявлений в наши дни — так называемый «прогрессивный исламский манхадж», который пытается переосмыслить патриархальные взгляды консервативной теологии де-модерна и преобразовать их в соответствии с современными представлениями о правах человека.

Религия — это социальный конструкт. Все толкования, книги и трактаты не были «низведены» с небес, тем более в один день, они – продукт многолетних, многовековых толкований определёнными личностями, которые жили и творили в тот или иной период времени. И даже священные писания не имеют одного-единственного изложения, поэтому история религий говорит о сотнях, даже тысячах различных течений и направлений. Но в конечном счёте доминирующими становились те религиозные толкования, которые были выгодны правящим политическим элитам. Так было с католицизмом, православием, течениями протестантизма, суннитского и шиитского ислама.

Государству необходимо защищать права человека на всех уровнях, воплощать в жизнь все соответствующие международные обязательства. Также важно продвигать качественные и доступные всем образование и медицину, социальные лифты, чтобы у каждого казахстанца были равные возможности, а социально уязвимые группы не шли к альтернативным обскурантистским течениям. Чем больше в обществе будет культуры (именно культуры!) прав человека и правового государства, тем больше будет возможностей для развития гендерно-эгалитарных и инклюзивных религиозных толкований в обществе. На них просто будет спрос.

И последнее, что особенно важно, — государство должно быть только светским и демократическим. Ни один религиозный институт не должен иметь влияния на государственные институты.

Элен Тибо, профессор «Назарбаев Университета»:

«Государству выгодно придерживаться нейтральной позиции»

— Казахстан – единственная страна в Центральной Азии, которая отменила уголовную ответственность за многожёнство. Произошло это 1998 году, фактически сразу после переноса столицы. Одна из моих студенток даже посвятила этой теме диссертацию, где пришла к заключению, что данное решение могли пролоббировать сами чиновники, которые при переезде оставляли свои семьи (законные) в Алматы и создавали новые (незаконные) в Астане. Как бы то ни было, им не удалось довести дело до конца и легализовать полигамные браки.

В итоге сложилась противоречивая ситуация – законодательство РК не предусматривает возможности регистрации более чем одного брака, но при этом абсолютно не запрещает дополнительные супружеские союзы, заключенные через мусульманский обряд «никах». Хотя для богатых и влиятельных людей закон в данном случае не писан. У всех на устах пример брата первого президента Болата Назарбаева, у которого, как писали СМИ, одновременно было несколько официальных жён!

В силу того, что многожёнство перестало быть преступлением, оно приобрело весьма широкие масштабы в стране. И я бы не стала утверждать, что причина только в росте религиозности населения. Нередко на заключение полигамных браков идут люди, которых сложно назвать глубоко верующими. Просто для них выгодны формальные брачные узы, не имеющие юридической силы, соответственно позволяющие в будущем избежать ответственности.

Причем заинтересованы в этом часто бывают не только мужчины, но и женщины. В рамках своего исследования я проводила с ними интервью. Некоторые соглашаются на статус «вторых жён» из экономических соображений — чтобы муж, пусть и незаконный, обеспечивал их материально. В основном это молодые девушки или разведенные дамы с детьми, не имеющие жилья, нормальной работы и т.д. Другие признавались, что финансово самодостаточны, но не хотят быть в роли любовницы любимого мужчины. Третьих просто устраивает гостевой брак, когда можно жить независимо и не прислуживать мужу и его родственникам. Четвертые же идут на этот шаг, дабы познать радость материнства – родить в незаконном браке не так постыдно в глазах общества, как сделать это без мужа.

Понятно, что законом такие женщины никак не защищены, и зачастую после разрыва отношений они остаются ни с чем. Перед незаконной супругой у мужчины нет никаких юридических обязательств, разве что в случае наличия у пары детей он по закону должен как отец нести ответственность (алименты, воспитание и т.д.). Впрочем, этот же закон часто бывает бессилен при разводе через суд обычных пар…

Вы спрашиваете: почему государство не занимается решением этой проблемы? Потому что это палка о двух концах. С одной стороны, запретив многоженство, можно спровоцировать недовольство среди верующих и богатых людей с высоким положением в обществе, для которых иметь несколько жен стало нормой. С другой стороны, законодательное оформление полигамии в целях упорядочения этого процесса и защиты прав женщин рискует подорвать светские устои страны. Такое решение было бы очень непопулярным среди казахстанцев от всех исповеданий. Остается придерживаться нейтральной позиции, объясняя её политикой невмешательства в дела семейные и в целом в интимную сферу человеческих отношений. Так спокойнее…

Материал подготовлен в рамках участия в конкурсе журналистов, организованного Управлением по делам религий города Алматы

Источник: https://qmonitor.kz
Тэги: ислам и семьярелигия
Поделиться12Твитнуть8Поделиться3Поделиться

Похожие записи

Религия сегодня: надежда или угроза?
Избранное

Религия сегодня: надежда или угроза?

14.05.2025
Исследование религиозной сферы в Казахстане
Государство и религия

Исследование религиозной сферы в Казахстане

08.12.2024
Загрузить еще
Следующий пост
В Алматинской области построят мечеть имени Динмухамеда Конаева

В Алматинской области построят мечеть имени Динмухамеда Конаева

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние публикации

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы
Избранное

Как возродилось паломничество в XVII столетии: причины и факторы

05.12.2025
«Үздік имам» интеллектуалды білім сайысының жеңімпаздары марапатталды
Избранное

Прошло награждение победителей конкурса «Лучший имам»

05.12.2025
«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку
Избранное

«Отбасы Банк» просит Сенат вернуть исламскую ипотеку

05.12.2025
Загрузить еще
KAZISLAM.KZ

Портал «Kazislam» – единственный в стране Интернет-ресурс, пропагандирующий работу государства, проводимую в сфере религии.

При поддержке:

  • Главная
  • О проекте

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

No Result
Посмотреть все
  • ҚАЗ
  • РУС
  • Новости
  • Статьи
    • Государство и религия
    • Ислам
    • Общество
    • Религиозные течения
    • Исламское финансирование
    • Поучительные истории
  • Интервью
  • Вопросы-ответы
  • Видео
  • Еще
    • Инфографика
    • Библиотека
    • Опрос
    • Религиоведение

© 2025 kazIslam.kzЯндекс.Метрика ZERO.kz

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Восстановите свой пароль

Please enter your username or email address to reset your password.

Авторизоваться
-
00:00
00:00

Queue

Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00