Каковы достижения Французской Республики в религиозной сфере и как сегодня важен диалог религий рассказал в интервью порталу «Kazislam.kz» советник по религиозным вопросам Министерства иностранных дел Французской Республики Жан-Кристоф Посель.
— Расскажите нам о достижениях Французской Республики в религиозной сфере?
— С момента принятия в 1905 году закона об отделении церкви от государства Франция является светским государством, которое не признает государственной или официальной религии, но гарантирует свободу вероисповедания и уважает все верования.
В настоящее время светскость широко принята и поддерживается во французском обществе. Но светское государство не означает государство, которое не интересуется религиями.
Именно поэтому французские власти поддерживают регулярный и доверительный диалог с властями и религиозными общинами по многим вопросам, представляющим общий интерес, таким как образование, мир во всем мире, борьба с бедностью, поддержка самых слабых людей, прием мигрантов и т.д. По многим вопросам государство и религии, оставаясь каждая в своей роли, могут сотрудничать ради общего блага.
— Как Франция борется с исламофобией в свете усиления исламского фактора во Франции и ЕС в целом?
— Франция борется за свободу религии и убеждений, придерживаясь универсалистского подхода. Именно поэтому она не изолирует исламофобию от других нападок на религиозную свободу (юдофобия, христианофобия и т.д.). Действительно, выделяя одну религию по отношению к другим, возникает большой риск столкнуться с бесконечным количеством определенных протестов. Универсалистский подход, с другой стороны, позволяет бороться единым фронтом за свободы всех. Руководствуясь этим принципом, Франция с величайшей решимостью борется против всех форм нетерпимости и дискриминации, каковы бы ни были их мотивы.
— Власти Франции заявили об идее построения «просвещенного ислама». Какие достижения есть по данному проекту с 2020 года?
— Франция — светская страна. Поэтому государство не может напрямую вмешиваться в функционирование религий и не может строить «просвещенный ислам», или «просвещенное христианство», или «просвещенный буддизм». Это не его роль. С другой стороны, Франция стремится создать благоприятную почву для процветания «просвещенных» религий. Это делается, в частности, через образование.
Что касается ислама, который стал второй по величине религией во Франции, мы хотим, чтобы верующие мусульмане во Франции могли свободно и с достоинством исповедовать свою религию, будучи при этом полноправными гражданами своей страны, уважая ее ценности и полностью интегрируясь в общество.
— Господин Посель, есть ли во Франции духовно-теологические заведения, которые ведут подготовку отечественных священнослужителей (в т.ч. ислама) из граждан Франции, с целью снижения количества зарубежных исламских проповедников?
— Франция пытается создать «Ислам Франции», который подразумевает, что она больше не зависит от иностранных государств в плане имамов. Поэтому она объявила о прекращении системы командированных имамов к концу 2023 г. Эти имамы были направлены некоторыми странами, откуда происходит часть французской мусульманской общины (Марокко, Алжир, Турция). С тех пор необходимость подготовки имамов во Франции была принята во внимание различными субъектами ислама Франции, и некоторые из них выступили с инициативами в этом направлении.
Однако подготовка религиозных лидеров не входит в обязанности государства. Это должны сделать лидеры религий. Мы призываем мусульман Франции сделать это, как это сделали, например, католики, создав семинарии для подготовки будущих священников и католические университеты.
— Как бы Вы оценили эффективность последних 7 Cъездов лидеров мировых и традиционных религий?
— Заслуга этих конгрессов заключается в том, что они подчеркивают важность межрелигиозного диалога как на национальном, так и на международном уровне. Они позволяют изучать взаимодействие религий и политики, религиозные влияния в отношениях между народами и культурами и необходимость их учета для построения мира.
Нынешний VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий подтвердил позитивный вклад различных религиозных традиций в диалог и гармонию между народами и странами. Я рад, что Казахстан принял этот фундаментальный диалог.
— Изучали ли по специфике своей работы методы казахстанской стороны по реабилитационно-теологической работе с представителями деструктивных религиозных течений и заключенных осужденных за религиозный экстремизм в пенитенциарной системе. Если да, то какие сильные и слабые стороны Вы бы могли выделить?
— Борьба с религиозным экстремизмом не сводится только к силовым методам. Образование, знания, знакомство с другими культурами и цивилизациями, открытие духовных богатств других религий могут помочь обезвредить любое стремление к фундаментализму и сепаратизму. Франция может только приветствовать инициативы в этом направлении, даже если она знает, что борьба с проявлениями ненависти никогда не закончится.
Во время моего пребывания в Казахстане, в кулуарах Съезда лидеров мировых и традиционных религий, я встречался со многими высокопоставленными казахстанскими чиновниками. У нас состоялся очень плодотворный обмен мнениями по вопросам предотвращения радикализации и дерадикализации. Наши истории и правовые системы отличаются, но мы сталкиваемся с одной и той же проблемой злоупотребления религиями радикальными меньшинствами, сеющими нетерпимость и насилие. Поэтому считаем важным и очень полезным обмениваться опытом в данной сфере.
— Только в июле 2022 года Франция репатриировала более 50 своих граждан из Сирии. Принято ли решение о поиске и репатриации всех французских граждан из сирийских лагерей, находящихся под контролем курдских сил? Какая работа проводится с французскими гражданами, возвращенными из «горячих точек» и являющихся носителями радикальной идеологии?
Граждане достигшие совершеннолетия, содержащиеся в лагерях на северо-востоке Сирии, приняли решение вступить в ряды ДАИШ, террористической организации (запрещена в Казахстане и во Франции решением суда), совершающей массовые преступления и отвратительные бесчинства. Мы по-прежнему считаем, что их следует судить как можно ближе к месту, где они совершили свои деяния (прим. т.е. в Сирии).
В отличие от своих родителей, дети не имели выбора касательно выезда на территорию подконтрольную террористам. Поэтому с 2019 года мы организуем операции по репатриации несовершеннолетних французов на гуманитарной основе и в интересах детей, как только позволяет ситуация. Однако выполнить эти операции крайне сложно. Это зона боевых действий, над которой у нас нет эффективного контроля.
Каждая операция требует очень тщательной подготовки, чтобы гарантировать ее успех, начиная с обеспечения безопасности участвующего в ней государственного персонала. Эти операции также требуют от нас длительных переговоров с местными властями (курдскими властями).
Так в результате операции, завершившейся 5 июля, на Родину были благополучно репатриированы 35 наших несовершеннолетних граждан, включая 7 сирот и 16 матерей.
Мы приняли решение о возвращении этих матерей, потому что это было предварительным условием для репатриации несовершеннолетних и потому что условия, которые опять же не зависят от нас, но позволяли это сделать.
Эти матери, полностью осведомленные, предварительно согласились с последствиями, которые это для них повлечет, а именно передачу их в руки судебных органов. Французские несовершеннолетние, в свою очередь, как и в предыдущих случаях, были переданы судебным органом в ведение служб социального обеспечения детей.
— Какие новые методы работы с представителями религиозного экстремизма и терроризма используются во Франции?
— В целях борьбы с коммунитарными эксцессами в 2004 году был принят закон, запрещающий ношение демонстративных религиозных символов в государственных школах.
В 2010 году был принят другой закон, запрещающий скрывать лицо в общественном месте, в котором нет прямых ссылок на религию.
Наконец, в 2021 году в Парламент Республики был представлен закон, способствующий соблюдению республиканских принципов. Этот республиканский закон не направлен против какой-либо конкретной религии. Его цель — обеспечение для всех граждан возможности свободно исповедовать или не исповедовать религию, а также борьба с инструментализацией религии радикальными проектами, первыми жертвами которых становятся верующие. Этот закон, последние указы о применении которого были недавно опубликованы, в настоящее время полностью вступили в силу.
Спасибо за интервью
Высылают иностранных имамов, а своих нет. Думаю власти могли спонсировать открытие исламского университета, при помощи Египта (Аль Азхар)